Найти тему
Продленка.орг

Адаптация ребёнка к детскому саду

Адаптация — от лат. «приспособляю» приспособление к изменившимся неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.

Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду их жизнь меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка, врываются следующие изменения:

  • Четкий режим дня;
  • Отсутствие родных рядом;
  • Длительный контакт со сверстниками;
  • Необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
  • Резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
  • Особенности нового пространственно-предметного окружения.

У многих детей процесс адаптации сопровождается серьезными нарушениями поведения и общего состояния.

К таким нарушениям относится:

  • нарушение аппетита /отказ от еды или недоедание
  • нарушение сна /дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый
  • меняется эмоциональное состояние, дети много плачут, раздражаются

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства;

  • повышение температуры;
  • изменение характера стула;
  • ребенок перестает проситься на горшок,
  • его речь затормаживается;
  • снижение иммунитета и многочисленные заболевания /последствия стрессовой ситуации/

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает;

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
  • преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка / еда, сон, туалет/;
  • повышенное внимание к педагогам / от усиленного контроля до негативного высказывания/.

Педагог знает, как важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы.

Выделяют три степени адаптации;

  • легкую /15-30 дней/
  • среднюю //30-60 дней/
  • тяжелую /от 2 до 6 месяцев/.

Концом периодам адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные.

Для начала надо отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течении года.

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:

  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • уровень развития навыков самообслуживания;
  • умение общаться с взрослыми и сверстниками;
  • приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

В первые 2-3 года ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка, как партнер по игре, образец для подражания.

Во вторых, дети в 2-3 года испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей приводят к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.

В третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно  если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место.

Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно.

И наконец, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить в подгузниках, пить из бутылочки.

Причины, которые вызывают слезы у ребенка

  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
  • Режим. Ребенку  очень сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине.
  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание в детском саду.
  • Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и в следствии этого – нервничать, плакать, капризничать. Неумение занять себя игрушкой.

На момент поступления в детский сад ребенок должен уметь:

  • самостоятельно садиться на стул;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • пользоваться ложкой;
  • активно участвовать в одевании, умывании.

Чего нельзя делать.

  • Нельзя наказывать и сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании. Он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что он обещал не плакать, тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом (Вот будешь себя вести плохо, опять пойдешь в детский сад!). Место, которым пугают, никогда не станет для него любимым.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу предстоит оставаться в садике полдня или полный день, он может потерять доверие к самому близкому человеку.

Как уменьшить стресс ребенка?

  • Необходимо заранее создать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи) соответствующий режиму ДОУ.
  • Впервые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания надо увеличивать постепенно.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления, обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера договориться, какие игрушки он возьмет в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные дни придерживаться режима дня ДОУ,
  • Все время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

С какими трудностями могут столкнуться родители, отдавая ребенка в детский сад?

  • Негативность родителей к негативной реакции ребенка в ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
  • Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенка в ДОУ. Спокойно относиться к шишкам и синякам.

 Рекомендуется:

  • Как можно больше времени проводить с ребенком в этот период жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всегда рядом.
  • Когда ребенок начинает говорить весело о садике, пересказывать события, случившиеся за день – верный знак того, что он освоился.

Сколько времени будет продолжаться адаптационный период. Сказать трудно, потому что все дети проходят по-разному.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду  ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длиться период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с подобными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с напряжением – игры на воде; наберите в ванну теплой воды и вся усталость и напряжение уйдет с малыша. Игры в воде должны быть нешумными, спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри,  играть с губками, смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить  «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов, просто дать две баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда.

Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 10-15 минут ребенок будет спокоен.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше был на свежем воздухе. Гуляя вместе с ним, вы получаете идеальную возможность поговорить с ребенком, обсудить события дня.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи: «Спокойной ночи, малыши!». Перед сном можно сделать малышу расслабляющей массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или дождя, почитать сказку.

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», тогда 10,5 часов в садике не покажутся ему такой вечностью, и стресс отступит!