На днях в Саудовской Аравии произошла настоящая «Ночь длинных ножей» - именно так характеризуют некоторые иностранные издания волну арестов влиятельных политиков и бизнесменов королевства. Что побудило короля Салмана и его амбициозного 32-летнего наследника пойти на этот шаг? Сумеет ли клан Салманов укрепить власть в стране?
Что произошло?
В ночь с субботы на воскресенье пресса СА заявила об арестах 11 принцев (включая сыновей покойного короля Абдаллы), 4 министров и нескольких десятков бывших чиновников. До сих пор неясно точное количество арестованных и все их имена. Но точно известно, что один из богатейших людей мира – миллиардер аль-Валид бин Талал – также попал под задержание.
Не совсем понятно и то, почему, собственно, только людей разом решено было задержать. Саудовские власти списывают все на обвинения в коррупции. Буквально за несколько часов до этого громкого события был создан специальный антикоррупционный комитет, который возглавил наследник престола 32-летний Мухаммад бин Салман. Работой, по всей видимости, принц занялся сразу.
Зачем?
Командующий Национальной гвардией принц Митиб Бен Абдалла был освобожден от должности и заменен принцем Халидом Бин Абдулазизом аль Мукрином. Нацгвардия была последним центром силы ветви покойного короля Аблаллы. Теперь наследники практически оказались лишены рычагов влияния.
В этой связи сразу же вспоминается более ранняя зачистка государственных структур от наследников принца Найефа – в июле пост наследника был передан как раз Мухаммаду бин Салману. Клан Салмана планомерно вытесняет любых конкурентов и сосредотачивает все влияние в своих руках – внутреннее сопротивление в Королевстве практически устранено, как и, вероятно, все деньги на счетах арестованных.
Как мы уже сказали выше, один из попавших под арест людей, принц Аль-Валид Бен Талал. Он – обладатель внушительно капитала где-то между 18 и 32 млрд долларов. Он – публично схлестнулся с президентом США Дональдом Трампом. Он – крупнейший акционер Citigroup, компании, которая еще до назначения Барака Обамы президентом выбрала весь кабинет министров Белого Дома. Другой арестованный – Бакр Бен Ладен – брат Усамы Бен Ладена, председатель Saudi Binladin Group, один из пятерки богатейших людей в стране, «теневой правитель Джидды».
Официальный предлог для этой зачистки, напомним, - обвинения в коррупции от 2009 года. Эта финансовая отговорка позволит клану Салмана (через главу антикоррупционного комитета во главе с наследным принцем) конфисковать богатства обвиняемых, а это несколько десятков миллиардов долларов (если не больше). Мухаммад бин Салман может принять любые меры в отношении арестованных, какие только сочтет необходимым. Он вполне может изъять предприятия, фонды движимое и недвижимое имущество всех фигурантов громкого дела.
Параллельно с событиями в Эр-Рияде происходит и отставка премьер-министра Ливана, о которой уже несколько дней пишут СМИ.
Эти события, считают некоторые западные журналисты, были бы невозможны без американского одобрения и поддержки. В конце октября сын Трампа и советник президента Джаред Кушнер прилетели в Саудовскую Аравию с необъявленным визитом. А на днях сам глава Белого Дома, недавно клявшийся в верности на «ваххабитском шаре», назвал цену за свою поддержку – размещение акций Saudi Aramco на нью-йоркской бирже.
Примечание: И, видимо, саудиты согласились, а поддержку Трамп все-таки оказал: свежий, сегодняшний пост президента США, гласит, что американский лидер очень доверяет клану Салманов – «они точно знают, что делают…»
Немаловажный фактор
На фоне внутренних разборок в Саудовской Аравии многие СМИ оставили за скобками попытку йеменцев обстрелять аэропорт Эр-Рияда из ракет среднего радиуса действия. В результате обстрела только одна из четырех выпущенных ракет-перехватчиков смогла сбить йеменский снаряд. Подобное, кончено, не могло не напугать королевскую семью: мир увидел, что жители страдающей от войны страны вполне могут поразить саудовскую столицу.
В ответ, конечно, королевские ВВС строили настоящую массовую казнь йеменцев: на оживленный рынок на севере области Саада был совершен налет, 60 человек погибли. Однако подобное лишь продемонстрировало всю истеричность наследного принца. Король Салман настолько стар, что, по сути, ничем уже не управляет – всю власть в стране прибрал к себе молодой Мухаммад бен Салман.
Именно с его легкой руки Королевство начало войну с Йеменом, именно с его подачи СА поддерживает Аль-Каиду, запрещенное в РФ «Исламское государство» и других мятежников, воюющих против иракских и сирийских правительств. Именно он разделил Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, напав на Катар. Именно после попадания в безвыходное положение в Йемене, Катаре, Ираке и Сирии он теперь начал войну против Хэзболлы в Ливане. Только вот ни одна из этих инициатив не достигла его главной цели – ослабления влияния воспринятого вражеского Ирана. Напротив, действия одиозного 32-летнего принца помогли Ирану укрепить свое положение на Ближнем Востоке.
Финансовое положение саудовского государства в хаосе. Под аплодисменты западных восхвалителей Бен Салман объявил объявил о намерении превратить Саудовскую Аравию в государство, «открытое для всех религий и всего мира». Только вот обещания обещаниями, но выполнены они будут вряд ли.
Чистка политических рядов в Саудовской Аравии воспринимается экспертами как некое продолжение той паники, в которую впал молодой, но амбициозный принц. Все его усилия и планы проваливаются – недавний обстрел аэропорта Эр-Рияда только подкрепили этот тезис. Наследник престола пытается еще больше закрутить гайки, но складывается впечатление, что он просто не способен править. Но пока, тем не менее, еще барахтается.
Трамп с его поддержкой нужны молодому Салману только в качестве серьезной силы, которая в случае внутреннего сопротивления станет решающим аргументом в его пользу. Чтобы удержать власть 32-летний наследник готов идти на все, только вот оценит ли это американский лидер? То, что подобное не ценят ни жители королевства, ни возмущенная элита – совершенно точно.
Как пишет сайт Moon Of Alabama, единственное отличие бен Салмана от Гитлера – то, что лидер фашистов реализовал «ночь длинных ножей» будучи на пике популярности, на пике экономических завоеваний Германии. А у молодого наследника почва уходит из-под ног.