Венесуэла из последних сил сопротивляется дефолту. Президент Николас Мадуро объявил о намерении направить на погашение облигаций внешнего займа $1,1 млрд, а затем заняться реструктуризацией долгов. На фоне гиперинфляции и катастрофического падения уровня жизни населения эти заявления удивляют как инвесторов, так и политиков внутри самой Боливарианской республики. Россия уже заявила о готовности дать Венесуэле отсрочку по реструктуризации долга в $2,84 млрд
Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил о намерении провести реструктуризацию растущего внешнего долга страны. При этом он пообещал направить в ближайшие дни $1,1 млрд на погашение облигаций.
«Начиная с сегодняшнего дня (четверг, 2 ноября — «Газета.Ru»), я объявляю политику рефинансирования и реструктуризации внешнего долга и всех выплат Венесуэлы», — сказал он.
В своем телевизионном выступлении в четверг Мадуро заявил, что для этих целей назначает «специальную президентскую комиссию во главе с вице-президентом Тареком Эль Аиссами». Мадуро напомнил, что за последние четыре года Венесуэла выплатила 71,7 млрд долларов по своим долгам, теперь же Каракас намерен добиваться от кредиторов добровольной реструктуризации долгов.
По данным Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна, в 2016 году объем внешнего долга Венесуэлы достиг 132,15 млрд долларов, по этому показателю страна стала одним из лидеров в регионе.
Ситуацию с растущим внешним долгом Венесуэлы усугубляют санкции США, которые негативно влияют на банковскую систему и возможности реструктуризации долга.
«Усиление политического кризиса в Венесуэле представляет собой серьезную помеху для экономической активности, которая, согласно прогнозам, сократится более чем на 10% в 2017 году, как следствие, уменьшится производство нефти и обострится неуверенность», — подчеркивается в последнем докладе Международного валютного фонда (МВФ).
Заявления Мадуро озадачили инвесторов. «Ни в коем случае он не сказал, что они не будут платить, поэтому это не дефолт», — отмечает Алехандро Грисанти из консалтинговой компании Ecoanalitica из Каракаса. Однако, по мнению эксперта, в нынешней ситуации возможности реструктурировать или рефинансировать долги у Каракаса просто нет.
Выбор Эль Айссами главой новой комиссии по долгам также не совсем понятен: в этом году вице-президент был внесен в черный список министерства финансов США в связи с обвинениями в торговле наркотиками.
Впрочем, удивлять кредиторов Мадуро начал еще в 2014 году, сохранив обслуживание долга после обвала нефтяных цен, отвлекая твердую валюту от импорта продуктов питания и медикаментов в сторону инвесторов Уолл Стрит.
Сейчас долговые облигации Венесуэлы является бумагами с самой высокой доходностью, измеряемой индексом EMBI Global Diversified от JPMorgan. В среднем инвесторы оценивают их на 31 процентный пункт больше, чем сопоставимые казначейские облигации США.
Это почти вдвое превышает спрэд по облигациям Мозамбика, который уже находится в состоянии дефолта, и более чем в шесть раз превышает процентные ставки по облигациям Украины.
2 ноября Мадуро также объявил об очередном повышении минимальной зарплаты — на 30% — со 136,5 тыс. до 177,5 тыс. боливаров (по текущему курсу на «черном рынке» эта сумма составляет $4,3).
Как отмечает El Nacional, это уже пятое повышение заработной платы в стране с начала года на фоне инфляции, политического кризиса и нехватки товаров. При этом размер ежемесячных выплат на покупку основной продуктовой корзины был увеличен почти на 48% — со 189 тыс. до 279 тыс. боливаров.
Таким образом, общий размер минимальной зарплаты в стране теперь составляет 456,5 тыс. боливаров.
Пенсионные выплаты также были повышены на 30% — до 230,8 тыс. боливаров.
При этом в долларах доходы венесуэльцев сильно упали из-за роста курса американской валюты на «черном рынке». По установленному государством курсу, 100 боливаров равны примерно 10 долларам, однако на черном валютном рынке курс превышает уровень в 40 тыс. боливаров за доллар.
Повышение зарплат и пенсий в стране не успевает за гиперинфляцией, ставя большую часть населения страны на грань выживания.
По последним прогнозам МВФ, в 2017 году рост потребительских цен в Венесуэле ожидается на уровне 652,7%, а в 2018 году страну может ждать гиперинфляция — до 2349,3%.
На этом фоне действия лидера Боливарианской республики не одобряют и внутри страны. Так, спикер парламента (национальной ассамблеи) Венесуэлы Хулио Борхес заявил, что Мадуро не удастся реструктуризировать внешний долг страны.
«Мадуро не сможет реструктуризировать долг, потому что никто в мире не верит в его правительство. Поэтому нужно срочно проводить свободные выборы, чтобы мы смогли восстановить доверие мира и выйти из кризиса», — написал Борхес в своем твиттере.
По мнению политика, президент привел Венесуэлу к такой ситуации своими «необдуманными заимствованиями» у других стран. При этом в самой стране продолжается голод, еды и лекарств не хватает.
Еще весной международные гуманитарные организации предупреждали, что страна находится на грани гуманитарного кризиса. Каракас в ответ не раз заявлял, что подобные заявления делают политические противники страны, пытающиеся преувеличивать масштаб проблемы.
Однако падение национальной валюты уже вынудило власти страны менять номинал самых ходовых купюр. Так, в январе власти ввели в обращение три новые банкноты номиналом от 500 до 20 тыс. боливаров. В начале ноября Мадуро объявил о выпуске новой, самой крупной купюры в 100 тыс. боливаров. В переводе в доллары по текущему курсу на «черном рынке» номинал этой купюры составит $2,5.
Гиперинфляция подталкивает власти к тому, чтобы переводить все большую часть денежных операций в электронный формат. Лидер Боливарианской республики уже пообещал, что с 2018 года 85% денежных операций в Венесуэле будут проводиться без использования бумажных денег.
В 2016 году инфляция в Венесуэле достигла 254,4%, а ВВП страны сократился на 16,5%. В текущем году падение экономики страны может составить 12%, в 2018 — 6%.
Государственная нефтяная компания PDVSA к концу года должна выплатить около $1,6 млрд за обслуживание долга и погашение отсроченных процентных платежей, ее долг за обслуживание облигаций в 2018 году составит $9 млрд, отмечает CNBC.
12 октября PDVSA должна была провести платеж по облигациям на $81 млн, однако воспользовалась 30-дневной отсрочкой. Инвесторы считают, что неспособность компании вовремя погасить этот долг вызовет дефолт.
Руку помощи Венесуэле уже протянула Россия. Министр финансов Антон Силуанов недавно заявил, что Москва готова дать Каракасу отсрочку по реструктуризации долга в $2,84 млрд
По его словам, на первом этапе Венесуэле будут предложены льготные условия с небольшой суммой погашения, а основная часть выплаты долга будет перенесена на второй этап.
Договор о реструктуризации долга страны планируется подписать в ноябре.
Газета.Ru: последние новости Далее: https://news.rambler.ru/economics/38328971/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink