На жизнь «вождя мирового пролетариата» было совершено покушение
Леонид РЕПИН
Если бы мы с товарищем в тот день не прогуливали школу, я бы значительно позже узнал об этом злодействе. В маленьком сквере на Павловской, недалеко от Большой Серпуховки мы натолкнулись на эту гранитную глыбу случайно. Надпись тогда озадачила: «Первый камень памятника на месте покушения на жизнь вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». И даты: 30 августа 1918-го и 7 ноября 1922-го. Первая дата понятна, а вторая, вероятно, это когда камень здесь водрузили. Так он и лежит почти столетие, брошенный в наше время из прошлого века...
А ведь удайся замысел тогда террористу, иначе бы повернулась наша жизнь. Уже много позже, работая в газете, встречал я отголоски того происшествия, по деталям, стеклышко к стеклышку, складывалась картина того, что случилось на Серпуховке. Складывалась, а не сложилась картина: нет и по сию пору ясности, что же произошло.
В общих чертах: Ленин в тот день выступил перед рабочими завода Михельсона и сквозь толпу пробирался к машине, где его ждал верный шофер товарищ Гиль. Сгущались сумерки, и в гуле голосов негромко прозвучали выстрелы, на которые не многие обратили внимание. И только когда Ленин упал набок, а потом на спину, схватившись рукой за шею, поняли: случилась беда. Помощник комиссара советской пехотной дивизии Батурин, человек бывалый, решительный, все понял сразу и стал оглядываться, пытаясь найти покусителя. Но разве увидишь в толпе стрелявшего... Гиль тем временем погрузил раненого Ильича в машину - и на полном ходу в Кремль, не в больницу, однако. Ехать от Серпуховки по Полянке до ворот Боровицкой башни минут 15. А в машине вождь оклемался, видимо, и велел подвезти его к подъезду, где располагалась его квартира. На третий этаж поднялся сам, без посторонней помощи. Через считаные минуты рядом с ним оказался лечащий врач В. А. Обух. Позже он оставил в своих записях: «Уклонись эта пуля на один миллиметр, Владимира Ильича, конечно, уже не было бы в живых». И кто же стрелял так метко?..
Оказалось - полуслепая эсерка Фанни Каплан! И откуда же она взялась, такая ловкая? И как попала в руки расследователей? А все Батурин. Он-таки увидел чуть в стороне под деревом одиноко стоящую женщину. В одной руке она держала черный портфель, в другой - зонтик. Батурин - к ней и без всяких предисловий обыскал. В портфеле только бумаги какие-то... Батурин разочарованно, но грозно спросил: «Вы зачем стреляли в товарища Ленина?!» А та и не думала отказываться!
И пистолет тоже нашли, только уже в Кремле - и как же это Батурин его упустил по первому разу? Странное дело, однако...
Еще через три дня ЧК направила на место покушения следователя, который - чудо какое-то! - четыре гильзы от браунинга нашел. Раскрыто покушение!
А следователь, между прочим, Юровский, тот самый, который в Екатеринбурге незадолго до этого руководил расстрелом царской семьи и за успешно проведенное мероприятие был переведен в Москву.
А что же Каплан? На допросах вела себя смело, никаких имен не называла, сообщила, что одна затеяла убить вождя, чтобы не призывал к пламени мировой революции.
Через четыре дня ее расстреляли в кремлевском гараже, включив двигатели нескольких грузовиков - дабы не смущать кремлевский покой и не мешать товарищам размышлять о всеобщем светлом будущем. Потом тело сожгли в железной бочке. Суда не было, а был приговор, вернее - решение, и застрелил ее лично бывший матрос Балтфлота, а на тот момент - комендант Кремля товарищ Павел Мальков.
А камень тот, заброшенный, так для памятника и не понадобился: лежит на прежнем месте тяжелым воспоминанием, и вода под него не течет...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пропавшего кировского солдата нашли по отпечатку фото на зеркале