В минувший понедельник завершилась традиционная Нобелевская неделя – период, когда весь мир узнает имена ученых, которые помогли человечеству сделать маленькие, но крайне важные шаги к будущему. Мы решили проанализировать выбор Нобелевского комитета в этом году и понять, что принесут нам открытия нобелиатов 2017 года.
Средство от бессонницы и безопасное снотворное
Все началось с того, что 2 октября Нобелевский комитет объявил, что премия по физиологии и медицине достается Джеффри Холлу, Майклу Росбашу и Майклу Янгу за “за открытие молекулярных механизмов, контролирующих циркадианные ритмы”.
Гены, которые определяют работу биологических часов, открыли еще в 1980–90-х годах. Джеффри Холл и Майкл Росбаш, в 1984 году сумели показать, что белок PER, кодирующий ген, накапливается ночью и разрушается днем. Есть люди, у которых работа биологических часов нарушена из-за мутаций в некоторых генах. В итоге их циклы сильно смещены. Например, они хотят спать уже к семи вечера и просыпаются в три-четыре часа утра. Это приводит к недосыпу и сонливости, если обстоятельства не позволяют ложиться спать в удобное время. Зная, как работают биологические часы, в будущем можно создать препараты, которые поправят цикл. Кроме того, например, Meduza цитирует альманах Aeon, авторы которого считают, что благодаря знанию механизмов можно выявлять периоды, когда определенные лекарства более эффективны и при этом вызывают меньше нежелательных реакций.
Взгляд в дальний космос
3 октября Нобелевскую премию по физике получили ученые Райнер Вайсс, Барри Бариш и Кип Торн за обнаружение гравитационных волн детектором LIGO. Открытие произошло в сентябре 2015 года, официально об обнаружении гравитационных волн объявили в феврале 2016-го.
Существование гравитационных волн предусмотрено общей теорией относительности и было предсказано Эйнштейном еще в 1915 году. Они возникают, когда очень массивные объекты сталкиваются друг с другом и порождают возмущения пространства-времени, расходящиеся со скоростью света во все стороны от места зарождения. Даже если событие, породившее волну, огромно — например, столкнулись две чёрные дыры – воздействие, которое волна оказывает на пространство-время крайне мал, поэтому зарегистрировать его сложно, для этого нужны очень чувствительные приборы. LIGO – лазерно-интерферометрическая гравитационно-волновая обсерватория – впервые напрямую зарегистрировала гравитационную волну. К тому моменту, когда волна достигла Земли, она очень ослабела, но даже этот слабый сигнал означал революцию в физике. На то, чтобы проверить результаты пятнадцатого года, ушло несколько месяцев, поэтому обнародованы они были только в феврале 2016 года. Кроме главного открытия — подтверждения существования гравиволн — в результатах скрывалось еще несколько: первое свидетельство существования чёрных дыр средней массы (20−60 солнечных) и первое доказательство того, что они могут сливаться.
В регистрации гравитационных волн есть важный практический момент, важный для будущего. Руководитель лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ, физик Александр Родин объяснил “Медузе”, что после дальнейшего развития технологий можно будет говорить о гравитационной астрономии – о том, чтобы наблюдать следы наиболее высокоэнергичных событий во Вселенной. А значит, лучше понять ее тайны.
Новые лекарства и “безопасная” химия
4 октября были названы имена лауреатов Нобелевской премии по химии – ее получили Жак Дюбоше, Хоаким Франк и Ричард Хэндерсон за разработку криоэлектронной микроскопии, которая позволяет мгновенно замораживать и изучать биологические образцы.
В сообщении для прессы отмечается, что метод криоэлектронной микроскопии перевел биохимию в новую эру. Он позволяет заполнить множество пробелов в “карте биохимии”. Теперь ученые могут заморозить биомолекулы во время движения и визуализировать процессы, которые прежде никогда не могли наблюдать.
Две главные отрасли, в которых пригодятся эти знания, – биотехнология и медицина. Крайне важно понимать, как работают ферменты и белки. Это важный шаг в сторону создания новых лекарств, в том числе против рака. А для биотехнологов – это возможность создать новые кормовые добавки, красители или, например, заменители нефтехимической продукции.
Секреты противостояния смерти и жестокости жизни
5 октября Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2017 году стал британский писательяпонского происхождения Кадзуо Исигуро “за творчество, полное большой эмоциональной силы”. Темы, к которым обращается писатель, — это размышления о памяти, времени и самообмане.
При упоминании исключительно гуманитарных дисциплин сложно дать однозначно ясную трактовку значимости лауреата и его творчества для будущего. Например, писатель Дмитрий Быков сообщил РИА Новости, что “писательский стиль Исигуро предопределил восточно-западный конфликт”. “Медуза” спросила Леонида Мотылева, который перевел на русский один из самых известных романов Исигуро “Не отпускай меня”. По словам Мотылева, одним из самых важных мотивов в творчестве английского автора, это базовые элементы в человеческой жизни, которые могут противостоять, во-первых, смерти, а во-вторых – жестокости или жесткости условий, накладываемых социумом. Конечно, вечные вещи – дружба, любовь, верность – насколько эти чувства могут противостоять предательству”. Выводы, которые самостоятельно может сделать каждый из нас после знакомства с творчеством Исигуро, не окажутся лишними в будущем.
Мир без ядерного оружия
6 октября Нобелевскую премию мира получила Международная кампания по запрещению ядерного оружия (ICAN) за “работу по привлечению внимания к катастрофическим гуманитарным последствиям от использования ядерного оружия”.
Международная кампания по запрещению ядерного оружия была создана в 2007 году организацией Врачи мира за предотвращение ядерной войны, которая также получила Нобелевскую премию мира – в 1985 году. Международная кампания по запрещению ядерного оружия является объединением гражданского общества для продвижения идеи выполнения Договора о запрещении ядерного оружия, принятого 7 июля 2017 года. Значение подобных документов для будущего трудно переоценить. Полный запрет ядерного оружия – это утопическая идея, но стремление к ней позволяет надеяться, что объемы этого оружия в мире не будут повышаться.
Лекарство от шопоголизма
После небольшого перерыва – 9 октября был объявлен шестой лауреат этого года – им стал американец Ричард Талер “за вклад в исследование поведенческой экономики”.
Заслуга Талера, как напомнил Нобелевской оргкомитет, во введении в поведенческую психологию понятия “ментального учета”, согласно которому потребители распределяют свои расходы по разным ментальным счетам. В зависимости от вида “ментального счета” средства тратятся с той или иной долей осторожности. Также Талер, в числе прочего, обратил внимание на недостаток самоконтроля у потребителей, из-за которой возникают противоречия между долгосрочными и краткосрочными планами.
Иными словами, ученый, работающий на стыке экономики и психологии, сумел объяснить мотивы человеческих поступков в ходе тех или иных экономических решений. Для каждого из нас открытия Талера могут быть как полезны (ведь теперь мы понимаем, что движет нами при выборе тех или иных совершенно не нужных в данный момент продуктов), так и затратны (ведь теперь и торговые сети прекрасно знают, как предложить нам ненужную вещь так, чтобы мы не могли от нее отказаться). В общем, в будущем законы Талера будут двигать вперед торговлю, а значит и экономику всей планеты в целом.
Иллюстрации nobelprize.org, РИА Новости