Раньше, когда фотография только набирала популярность, профессионалы своего дела считали, что правильная фотография — без пересветов, засветов и бликов. Блик считали признаком ужасной работы оператора и дефекта линзы. Сейчас же мы можем видеть, как почти каждый фильм снимают на анаморфные объективы, создающие длинные блики.
Мультиэкспозиция
Мультиэкспозицией называют процесс, при котором плёнка или сенсор камеры засвечивается более одного раза. Мультиэкспозиция получалась, когда фотограф забывал перематывать плёнку, накладывая при съёмке новое изображение на предыдущем.
Например, на этой фотографии можно увидеть, что первым кадром была снята рука, а вторым — музыкант. Такая техническая ошибка расширяет пространство для творчества: мы создаём целые истории в одном кадре.
На данный момент существует два способа создания мультиэкспозиции:
• При помощи наложения двух отдельно снятых изображения в графическом редакторе;
• В момент съёмки, дважды проэкспонировав один кадр.
Второй способ — основной. Он сложнее, потому что это технология съёмки, а не графическое редактирование. В этой статье мы рассмотрим именно его.
Как сделать мультиэкспозицию?
В некоторых цифровых камерах есть встроенная функция мультиэкспозиции, которая позволяет сразу в камере сделать готовый результат.
Нужно учесть несколько нюансов:
- Фотография — итоговый результат наложения нескольких кадров;
- Каждый кадр мультиэкспозиции недоэкспонирован, чтобы в результате получилась правильно экспонированная фотография.
Как определить, на сколько темнее должны быть кадры? Обратимся к гистограмме.
В правом верхнем углу можно увидеть гистограмму, график которой смещён к левому краю, в зоне теней. Если экспонировать, основываясь на показаниях гистограммы, то мы получим кадр примерно в два раза темнее того, что должно быть. Со следующим кадром делаем то же самое.
В результате мы получим следующую фотографию.
А вот так выглядят гистограмма и каналы полученной фотографии.
Как сделать хорошо?
В интернете есть много примеров использования мультиэкспозиции.
Здесь отчётливо видны два кадра. На первом — Мэттью Макконахи в чёрном пиджаке рядом с двумя крестами. На втором — общий план машины и двух главных героев. В результате наложения светлых участков двух кадров, почти все детали переэкспонировались, из-за чего мы видим просто белый фон. С чёрным всё интереснее: за счёт чёрного пиджака главного героя участок кадра почти не экспонирован, что позволяет проявляться лучше деталям при наложении другого кадра.
Проще всего такие фотографии делать в студии. В первом кадре вы располагаете доминирующий объект — главного героя. Далее создаёте фоновую засветку при помощи контрового света, чтобы переэкспонировать весь кадр, за исключением главного героя. Он получится тёмным за счёт фона, и это нам только на руку.
Вторым кадром бежим снимать детали, которые будут заполнять этот силуэт. На примере выше деталью выступает церковь.
Рассмотрите этот кадр. Здесь применяется аналогичный принцип, только фотограф совместил подсвеченное лицо с тёмным участком леса.
Считаем, что хорошим завершением статьи будет заставка с эффектом мультиэкспозиции. Приятного просмотра!
Автор статьи: Андрей Никитин