Дипломатический скандал между Турцией и США вспыхнул еще на прошлой неделе. Как сообщали турецкие СМИ, штатный сотрудник американского генконсульства в Стамбуле был арестован по обвинениям в «попытке разрушения конституционного строя», «шпионаже» и поиске путей «свержения правительства».
Позже быстро нашлось объяснение тому, почему же все-таки в Стамбуле был арестован американский дипломат. Оказалось, что сотрудник посольства США неким образом был связан с некоторыми участниками движения Фетхуллаха Гюлена, которое на территории Турции запрещено. Ранее власти республики также обвинили в связях с заговорщиками, совершившими попытку госпереворота, американского генерала Джозефа Вотеля, командующего CENTCOM и эксперта в «тайных операциях» США.
Конечно, это только вершина огромного айсберга, который год за годом разрушал отношения между прежде союзническими странами. Даже визит Реджепа Тайипа Эрдогана в США, состоявшийся в текущем году, не мог препятствовать этим негативным тенденциям.
Замечая, что отношения между Анкарой и Вашингтоном ухудшались на протяжении десятилетия (а то и больше), американские политические обозреватели – к примеру, Том Рогэн из издания Washington Review – рефлексивно подводят итог этого скандала как доказательства «вредного влияния» российского президента Владимира Путина. Причем тут Путин, спросите вы? В подтверждение своих версий многие аналитики США напоминают, что в ходе недавней встречи со своим коллегой из РФ Эрдоган называл Путина по имени и даже говорил на русском языке (о, ужас!).
CNBC тоже отмечает в своих материалах, что турецкий и российский лидеры «разделяют общее подозрение и недоверие по отношению к США». Только вот, кажется, разочарование Эрдогана в сотрудничестве с коллективным Западом, и в частности со Штатами, имеет более глубокие корни.
По данным влиятельного издания Huffington Post, Анкара еще несколько лет назад поняла, что ни американцы, ни влиятельные члены НАТО, такие как ФРГ, Британия и Франция, не относятся к экономическим интересам и проблемам безопасности Турции всерьез. В результате безразличия своих союзников республика начала активное сотрудничество в военной сфере с Россией, и экономическое – с Ираном.
В свое время турецко-американские «мозговые центры», которые занимались поиском путем сближения стран и развития сотрудничества сошлись на том, что государства, прежде всего, должны союзничать в направлениях: «Арабской Весны», турецкой роли в миссии НАТО в Афганистане, присоединения Анкары к программе противоракетной обороны НАТО и американской помощи туркам против Рабочей партии Курдистана (РПК).
Самое интересное, что все эти элементы «двустороннего взаимопонимания» теперь стали факторами взаимного отчуждения. Так, к примеру, турецкое правительство напрямую обвиняет американских коллег в неудачах «Арабской весны» (во многом сделано это, конечно, для того, чтобы обойти критику со стороны собственных граждан). В любом случае ни о каком серьезном сотрудничестве между Анкарой и Вашингтоном сейчас говорить не приходится. Каждая из сторон действует исходя исключительно из собственных интересов, каждая действует на свой страх и риск.
Присутствие Турции в Афганистане давно было уменьшено до чисто символической роли. Показательная заинтересованность Анкары в закупке российских ЗРК С-400 красноречиво говорит о том, что республика может и вовсе отказаться от участие в противоракетной программе НАТО. С-400 без помощи кого-либо позволит туркам самостоятельно защищать собственную территорию.
Более того, из-за непоследовательных действий представителей американского внешнеполитического истеблишмента в Сирии, местное отделение РПК внезапно стало главной опорой США там. И это, вероятно, самый большой раздражитель для турок. Достаточно сказать, что американцы не выполнили свои обязательства по перемещению курдов к востоку от реки Евфрата и из Манбиджа и Табки. Обещание разоружить курдов тоже осталось «висеть в воздухе». Туркам же безумно не нравится каждый раз обманываться. Как утверждают некоторые эксперты по Ближнему Востоку, постоянно растет вероятность того, что Штаты и турки, союзники по НАТО, могут оказаться втянуты в косвенный вооруженный конфликт через представителей в лице про-турецкой «Сирийской свободной армии» (FSA) и про-американских «Демократических сил Сирии» (SDF).
Как передает американский Pew Research Center, 72% граждан Турции уверены, что Соединенные Штаты представляют серьезную угрозу безопасности их страны. Это практически мировой рекорд, отмечают аналитики исследовательского центра. Немногих в республике поколебал отказ Вашингтона официально поддержать референдум в Иракском Курдистане. Однако граждане Турции уверены, что без молчаливого согласия американцев голосование бы не состоялось.
Примечательно и то, что не только Эрдоган, но и оппозиционные турецкие националисты очень критически относятся к США, особенно в вопросах позиции по курдам на Ближнем востоке. Все они полагают, что, флиртуя с ячейками РПК, Вашингтон преследует долгосрочную цель создать «второй Израиль» в регионе. Особенно раздражает турок и то, что под новое курдское государство американцы «разрешают» им занять богатый нефтью Киркук, традиционно туркменский город.
Можно, конечно, задаться вопросом, насколько устойчивы эти изменения, замеченные в отношении между двумя странами и в чувствах турецкой общественности? Могут ли они быть пересмотрены, когда на смену нынешнему поколению политиков придут новые, молодые дипломаты и главы государств? Вряд ли. Единые послевоенные угрозы безопасности Турции, которые ранее и двигали ее вперед по направлению к интеграции с западным сообществом, сейчас просто не существуют. И пока их появление тоже не представляется возможным.
Реальные опасности для Анкары прибывают с Ближнего Востока, причем в ответе за создание этих опасностей – именно западные союзники Турции, которые вместо того, чтобы обеспечить безопасность в регионе, стали агентами его дестабилизации. Сейчас правящие круги в республике, скорее, заняты вопросами поиска защиты от Запада, а не о создании единой системы защиты вместе с ним.
Более того, оставляя позади свою мечту о присоединении к Европейскому союзу, который дал понять, что не собирается принимать страну в ближайшие годы, Турция должна, очевидно, уделить внимание и своей зависимости от Североатлантического альянса. И хотя пока речи о выходе Анкары из НАТО не идет, неизбежным представляется то, что Эрдоган отклонит некоторые строгие обязательства, переданные под мандат альянсу. Так, к примеру, Эрдоган намеревается полностью устранить зависимость страны от «импорта защиты». В частности, к 2023 году, к столетию основания республики, на вооружение армии страны должен будет поступить собственный авианосец, а не американский или французский.
Сейчас ни для кого не секрет, что вступление в НАТО в настоящий момент рассматривается больше как «первый этап» на пути вхождения в Европейский союз. И чтобы стать членами ЕС, в частности, все восточноевропейские страны должны были пройти через это «чистилище». А поскольку в Европейском союзе Турцию уже никто не ждет, то и Североатлантический альянс и поддержание союзнических отношений с Западом стали просто бесполезными для властей республики.
С точки зрения реальных интересов Турции, восстановление отношений с соседями по региону – Ираном, Ираком, Сирией и Россией – а также с глобальными союзами (в лице ШОС, к примеру) может быть куда более многообещающим, чем сотрудничество с западным блоком. И хотя некоторые эксперты склонны рассматривать этот дрейф Эрдогана в сторону от Запада, на самом деле это вполне вписывается в логику исторического развития республики.