В прокат вышел фильм-катастрофа «Геошторм» — ожидаемо нелепый и даже во всех отношениях дешевый, но по-своему забавный.
В 2019 году мир нашел средство против глобальных природных катастроф, создав систему спутников, способных контролировать погоду и не позволять ей бушевать. Однако спустя некоторое время система восстает против создателей и провоцирует чудовищные стихийные бедствия в разных уголках планеты. Разобраться в ситуации доверено одному из руководителей проекта Джейку Лоусону (Джерард Батлер). Джейк отправляется в космос на МКС, в то время как на Земле его брату Максу (Джим Стерджесс) открывается страшная тайна: угроза, нависшая над планетой, — следствие грязного политического заговора.
Фильмом «Геошторм» дебютировал в режиссуре сценарист Дин Девлин, долгое время сотрудничавший с Роландом Эммерихом. Один этот факт объясняет про «Геошторм» почти всё. Что может снять человек, придумавший «День независимости» и первую американскую «Годзиллу»? Особенно если заранее известно, что его картина будет посвящена глобальным стихийным бедствиям?
Ответ очевиден. Не обязательно даже было смотреть трейлер, чтобы еще до просмотра твердо знать: «Геошторм» окажется вызывающе нелепым и алогичным блокбастером в духе фильмов «Послезавтра» и «2012» (их постановщиком тоже был Роланд Эммерих). И хотя именно к этим двум картинам Дин Девлин никакого отношения не имеет, «Геошторм» выглядел для него не просто закономерным, но и совершенно предсказуемым шагом.
Не приходилось сомневаться и в том, что режиссерский дебют Девлина будет по всем направлениям уступать любой из эммериховских работ. Во-первых, от сценариста, впервые оказавшегося в кресле постановщика, трудно ожидать подлинной удачи: таких примеров в Голливуде почти не бывало. Во-вторых, продюсеры ни за что бы не оказали дебютанту такого же высокого доверия, как Эммериху или его собрату по безумным киноколоссам Майклу Бэю.
Дин Девлин изначально мог рассчитывать лишь на средний (по меркам фильмов-катастроф) бюджет и на столь же средних актеров. О том, чтобы задействовать актуальных звезд, Девлину, понятно, и мечтать не приходилось.
Поэтому главную роль, которую у Эммериха сыграл бы Уилл Смит или, на худой конец, Ченнинг Татум, в «Геошторме» исполняет помятый и многими уже почти позабытый Джерард Батлер — так сказать, «бюджетная версия Расселла Кроу». Другие главные роли исполняют еще менее значительные лицедеи. Лишь в очень небольших «возрастных» ролях засветились, как и принято в такого рода фильмах, крупные артисты прошлого: Энди Гарсия сыграл президента США, а Эд Харрис — госсекретаря.
Конечно, ясно, что уж на фильм-катастрофу идут никак не ради артистов, а ради той самой катастрофы. И вот здесь «Геошторм» способен разочаровать даже иного всеядного зрителя. Бюджет этой картины — всего 120 миллионов, и в данном случае слово «всего» даже не надо ставить в кавычки. Вышедший в 2009 году «2012» стоил 200 миллионов — сегодня он, вероятно, обошелся бы еще дороже. «Геошторм» на этом фоне выглядит если не трэшем, то определенно фильмом «класса Б».
Сам сценарий на сей раз написан Девлином без особого огонька. В обеих частях «Дня независимости» этот автор был куда развязнее и разухабистее. В «Геошторме» и юмора гораздо меньше, чем хотелось бы, и даже экшена не то чтобы много. А уж пресловутых катастроф вообще по минимуму. Впрочем, это обстоятельство вытекает, понятно, из ограниченности бюджета, а вовсе не из дефицита фантазии у автора. Фантазер-то из Девлина по-прежнему знатный.
Как становится очевидно с самого начала, режиссер вдохновлялся не только «природно-погодными» фильмами-катастрофами Эммериха, но и его же «Штурмом Белого дома» (к этой картине Девлин тоже не имеет отношения). Так что первая половина «Геошторма» походит скорее на смехотворный политический триллер, чем на масштабное кино с экшеном и разрушениями.
К счастью, уже в середине начинается безостановочная «движуха», которая затормозит лишь у самых финальных титров. В процессе этого бессмысленного и беспощадного стремления к неминуемому хеппи-энду Девлин успевает собрать все мыслимые штампы из сотни общеизвестных и еще трех сотен хорошо забытых боевиков — обычных, комедийных, фантастических, эммериховских, бэевских и так далее.
И даже не сомневайтесь, что венчать это клишированное пиршество будет самый позорный и заезженный из штампов боевого кино — бомба, которую удастся обезвредить за секунду до взрыва.
Однако, вопреки всему вышесказанному, картина Дина Девлина на удивление не раздражает. Это второсортное и глупое, но динамичное и ничуть не скучное кино. Несмотря на всю дешевизну, примитивность, а местами идиотизм происходящего, «Геошторм» всё же лучше любого марвеловского фильма. Тут, слава богу, есть хоть какие-то привязки к реальности. Забыться и поверить в происходящее на экране сложно, но местами можно.
На примере этой ленты вообще становится очевиден любопытный парадокс: самые картонные персонажи фильмов-катастроф таки предпочтительнее самых продуманных супергероев из комиксов. Своим помешательством на последних Голливуд сумел внушить очень многим зрителям такое отвращение, что на этой волне может прогреметь что угодно — любой вздор и бред, главное, что не снятый по комиксу.
«Геошторм», впрочем, вряд ли прогремит. Если уж куда более ладный «День независимости 2» потерпел сравнительное фиаско, то что ждать от этой поделки? И тем не менее масса людей обязательно отнесется к ней с добродушным снисхождением и ностальгической нежностью. Нолан подобных чувств от публики никогда не дождется, а Эммериху и даже какому-нибудь Девлину — это раз плюнуть.
Фильм «Геошторм» показывают в иркутских кинотеатрах с 19 октября. Смотрите расписание в Афише IRK.ru.
Евгений Новицкий