Пять объектов культурного наследия, которые утратил Курган
Парадокс, но осевая проблема современного общества — проблема отцов и детей — увы, похоже совершенно не работает тогда, когда речь идёт о сохранении памятников архитектуры, которые, и это надо подчеркнуть, являются неотъемлемой частью культурно-исторического наследия нации, наряду с мифами и сказками, картинами и музыкой, книгами и песнями. Особенно это важно для городов, поскольку каждый такой памятник является genius loci, гением места. Об этом написаны сотни томов литературы, но если попытаться изложить их одним абзацем, то дело в следующем.
Город — это не просто поселение, где, по советским критериям, более половины людей работают в промышленности (сейчас, в постиндустриальную эпоху, говорят ещё проще – где большинство жителей не занято сельским хозяйством). Есть точка зрения, согласно которой города появились ещё до того, как появилась цивилизация, и являются сакральным пространством, где соединяются верхний и нижний миры, прошлое и будущее, в конце концов, человек и Абсолют.
Поэтому, разрушая памятники, и, кстати, не имеет значения, что это — уникальный старинный дом или типичный Ленин в кепке, — мы тем самым такую связь разрываем. К сожалению, если вернуться к «отцам и детям», у «отцов» (в их оправдание можно сказать лишь то, что ими двигали идеологические мотивы), появились «достойные» наследники, которых толкает пресловутая «невидимая рука рынка». Вот недавно, 12 апреля, запылал очередной объект культурного наследия по ул. Куйбышева, 20. Что это было? И когда это будет остановлено?
Богородице-Рождественский собор (главное фото)
В отличие от Троицкого собора, которой пал жертвой совершенно инфернальной акции — взрыва 25 мая 1957 года, — этот храм умирал тихо: его перестраивали и переделывали, пока не переделали до неузнаваемости. И сегодня, наверное, под сайдингом и другими современными материалами, в здании, сейчас «прописанном» по ул. Куйбышева, 36, строение 5, можно найти останки стен великолепнейшей церкви, которую курганцы всем миром строили с 1834 по 1868 годы.
Торговый дом купцов Ижболдиных. Находился по ул. Климова, 74
Можно по-разному относиться к такому новоделу, как здание, появившееся на месте Александровской женской гимназии по ул. Куйбышева, 55, но в курганском деловом центре после сноса старинного здания не появилось и этого. Остался некий параллелепипед, лишь отдалённо напоминающий уничтоженный памятник.
Подобная судьба, видимо, ждёт и
номера Васильевых по ул. Советской, 131.
Бывшая городская гостиница, в которой с марта по май 1918 года находился Совет рабочих и солдатских депутатов.
До 1950 года гостиница работала в прежнем статусе, затем была переделана под жилой дом. Сейчас находится в частной собственности и постепенно разрушается.
Дом крестьянина К.К. Букова
утрачен буквально на наших глазах. Он стоял в Кургане с 1884 года и дожил до наших дней в относительно хорошем состоянии.
Разбирать его начали под Новый 2015 год. На фото — то, что от него теперь осталось.
А глядя вот на это архитектурное решение, напоминающее о
флигеле усадьбы П.В.Соколова по ул. Советской, 157,
остаётся только развести руками — уж лучше бы у себя в офисе картину повесили.
В 2007 году наш коллега журналист и историк А.Д. Кузьмин в статье «Обещали отреставрировать и разрушили до основания» рассказывал эту грустную историю, которая имела продолжение.
Исторические фото — сайт kurgan.pro, современные — Леонида Архипова.
Сергей Цисарев