Встречаются два советских ребёнка. Один говорит: «Нас в детском саду так пугают! Говорят, что съест кэпээсэс!» Второй отвечает: «Это что! Вот нас пугают! Говорят, что есть такой дедушка Ленин, он умер, но он жив и очень любит маленьких детей!» (Анекдот из 80-х)
Осень, дети пошли в школу. Родители переживают, обсуждают что-то в социальных сетях. Оно и понятно, волнуются. Боятся. Иные и детей своих пугают. Чем? Не знаю. У меня нет ребёнка школьного возраста. Но я помню, чем взрослые пугали, когда школьником был я. Люди не так уж сильно меняются, гораздо медленнее, чем политические формации и господствующие идеологии, а потому вдруг кому будут полезны эти воспоминания…
С малых лет взрослые пугали нас будущим низким социальным статусом. У родителей и старших родственников в обычае была угроза: «Будешь плохо учиться – тебе после школы светит ПТУ». Для тех, кто не знает, ПТУ – это профессионально-техническое училище, где после 8-го класса (по нынешней нумерации 9-го) молодой человек мог получить рабочую профессию. Я в ПТУ не учился, но вот сейчас не вижу ничего плохого в том, чтобы всякий желающий мог получить нормальную специальность, не озадачиваясь высшим образованием.
Но самая радикальная угроза звучала так: «Будешь дворником!»
Справедливости ради надо сказать, что лично я её слышал не от своих родителей, а чаще всего от мамы школьного приятеля. Но вообще «дворник» – это была довольно распространённая страшилка. Вероятно, нынче детей пугают «бомжами» – и это хоть как-то оправдано: жизнь бездомного, особенно в климатических условиях, распространённых на большей части территории России, реально страшна, а современные российские законы оставляют такому человеку очень мало шансов на ресоциализацию, особенно, если у него нет документов. Но нас, детей 80-х, пугали дворниками. Не потому ли теперь в наших городах дворниками работают в основном приезжие из Средней Азии?
В начальной школе нам то и дело цитировали стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?», особенно акцентируя: «все работы хороши – выбирай на вкус!» Но и это не мешало школьным учителям пугать детей «карьерой» дворника. К обсуждению будущего социального статуса ученика примешивалась ещё и господствовавшая тогда государственная идеология – советская: «Не примем в октябрята!», «Не примем в пионеры!», «Исключим из пионеров!» А как следствие, предполагалось, что исключённого «потом никуда не возьмут», и он, наконец, станет дворником.
В детстве перспектива стать дворником или кем-то подобным меня страшила, и только после 14 лет я понял, что бояться было особо нечего – и здесь мне помогло знакомство со средой, которая также выглядела пугающей для большинства советских обывателей. Оказалось, что дворниками, сторожами и кочегарами могут работать музыканты, художники, писатели и вообще очень разные люди с весьма широкими интересами.
А в 10-11 лет я был ещё маленьким мальчиком, который не особо верил в марксистско-ленинские идеалы, но боялся учительских угроз именно из-за боязни стать еще большим изгоем (мне хватало насмешек одноклассников из-за внешности и недостаточной физической подготовки). И мне действительно казалось (стараниями школьных работников), что вот исключили из пионерской организации – и всё, ты на обочине жизни.
Что характерно, я прилично учился, уроки не прогуливал, вел себя нормально и в хулиганах не числился. Но к хулиганам у советской школы претензий было меньше, чем к тем, кто, например, манкировал собрания совета отряда.
Все эти воспоминания подводят к одной простой мысли: если школа пугает ребёнка не пойми чем, то семья должна встать на его защиту. Для начала самим родителям или тем, кто их заменяет, стоит объяснить ребёнку, что в школу он ходит в первую очередь для получения знаний по конкретным дисциплинам. И даже если он вдруг не станет первым и даже вторым по этим предметам, семья будет его любить. И вообще, как это ни банально звучит, – главное, чтоб человек был хороший. А это ведь никак не связано со знанием таблицы умножения.
«Что такое хорошо, сначала спроси у нас, твоих родных, а уж потом слушай, что говорят в школе или, например, по телевизору».
Но для того чтобы родные были в состоянии оказать ребёнку такую поддержку, они сами должны мыслить достаточно независимо. Мои родители – прекрасные люди, но… как и большинство тогдашних родителей, независимым от государства мышлением в должной степени не обладали.
А что же нынешние? Пусть они спросят себя об этом сами и честно сами себе ответят.
Все науки только описывают определённые качества жизни. Нормальная ситуация, когда знания о жизни как таковой, о её смысле человек получает в семье, а не где-то на стороне. Именно семья должна расставить для ребёнка основные нравственные и социальные приоритеты. И хорошо, если люди, понимая важность школьного и высшего образования, всё-таки не делают из него культа. Например, профессорская семья готова спокойно отнестись к тому, что их отпрыск будет слесарем или, да-да, всё тем же дворником, если ему самому так лучше. К банальной формуле «был бы человек хороший» можно прибавить и ещё одну важную банальность: «был бы счастлив». А слетает ли он на ракете в космос – ну, это уж как получится.
Вполне может оказаться, что ребёнку не будут даваться те или иные школьные предметы (в том числе, и совсем не даваться). Также в процессе обучения в школе может выясниться, что человека вообще не интересует карьера. Или что определенные представления государственных чиновников о том, как мы все должны «родину любить», не будут соответствовать вашему мироощущению или мироощущению вашего ребёнка. Всё вышеперечисленное может создать вам некоторый дискомфорт. Но это всё-таки не страшно. Страшно, если молодой человек не научится отношениям с Богом, с собой, с конкретными окружающими его людьми.
А остальное – ну, мало ли чем кого и когда пугали…
Игорь Лунев, журнал для настоящих пап Батя