Если будущее хот-хэтчей выглядит так, мы, наверное, не будем скучать по двигателям внутреннего сгорания...
От кого-то другого идея постройки 460-сильной полноприводной электрической букашки прозвучала бы абсурдно, но у Renault богатый опыт на тему "франкенхэтчей" (достаточно вспомнить Renault 5 Turbo или Clio V6, чтобы остатки волос встали дыбом). Для этих ребят в таких проектах нет ничего нереального.
Жаль стрелять мечту на взлете, но скажу сразу: вы эту машину не увидите – ни у дилера, ни обернутой вокруг столба на вашей улице. Концепт Zoe e-Sport создан в единственном экземпляре как иллюстрация связи успехов Renault в "Формуле-Е" с дорожными машинами. Впрочем, он полностью функционален… Так я обнаружил себя на треке – в водительском кресле, в шлеме и с воспоминаниями, как однажды Clio V6 выкинул меня с трассы на скорости 150 км/ч.
Некоторое сходство со стандартным Zoe, безусловно, есть, хотя с расширенными арками автомобиль кажется почти квадратным. Карбоновые вставки и бесполезно-крохотные зеркала напоминают, что его главная задача – поражать публику на выставках. Но скучая на пит-лейне, он выглядит еще агрессивнее и, как ни странно, уместнее. Может, потому, что создан по гоночным технологиям. Внешняя скорлупа из карбона, на обеих осях по электромотору от "Формулы-Е" – на пару они выдают 466 л.с. и 640 Нм. Распределение тяги по осям – 45:55, на каждой из них по самоблоку. Шасси – из стальных труб с амортизаторами Ohlins и каркасом безопасности. Несмотря на 450-килограммовый аккумулятор, машина весит всего 1400 кг – на 80 кг меньше стандартного Zoe. До 100 км/ч e-Sport разгоняется за 3,2 с, а до максимальных 210 км/ч – меньше чем за десять.
Нога на педали тормоза, поворачиваю ключ в большой красной скважине, включаю пару тумблеров и жму на акселератор. Ускорение не выдавливает весь воздух из легких, но глаза к вискам определенно съехали. Первые две секунды меня мощно вжимает в кресло Recaro; ускорение продолжается примерно до 160 км/ч, а затем ослабевает. Да, обычно высокооборотистые моторы без турбонаддува ведут себя совсем иначе...
Настоящее веселье начинается в поворотах (а если точнее, то сразу перед ними), когда вы впервые жмете на тормоз без усилителя и осознаете, что работать мускулами ног приходится в пять раз активнее. На входе в поворот руль реагирует с восхитительной гоночной оперативностью: никаких люфтов и точная нацеленность на апекс. Если газануть чересчур от души, то машина с пробуксовкой пойдет прямо, но стоит сбавить темп, как корму немедленно понесет наружу – это немного пугает. Поэтому вы успокаиваетесь, начинаете действовать мягче, понимаете, что с таким отзывчивым акселератором надо дозировать усилие точнее, – и все идет как по маслу.
Как любой горячий хэтч Renault, этот автомобиль не прямолинеен: он предназначен для более сложных задач, чем "уперся – пошел". Руль докладывает вам о происходящем на передней оси, а корма тем временем ведет себя совершенно иначе: словно кукловод, вы "дергаете за ниточки" одной ногой и обеими руками. Даже несмотря на мелькающие перед глазами цифры счетов за потенциальный ремонт в случае встречи с барьером и общее ощущение смеси тяжелой работы с честным единоборством, результат вдохновляет. Мой старый заклятый враг Clio V6 обрел достойного преемника.
Да, аккумуляторные технологии еще недостаточно совершенны, чтобы такой автомобиль можно было поставить на конвейер (пока заряда хватает на 10 кругов вроде нашего), а отсутствие звука скорее сбивает с толку. Но сам принцип работает, ускорение восхищает, а потенциал электрического момента, кажется, не будет исчерпан никогда. Двигатель внутреннего сгорания под серьезной угрозой, но плакать по нему не стоит – судя по моему сегодняшнему опыту, на смену ему придет нечто еще более безумное и мощное.