Чем интересен каталонский референдум в контектсе общеевропейских и общемировых процессов.
1. Провозглашая демократические принципы управления, "западный мир" устанавливает жесткие табу на учёт мнения населения по ряду вопросов. Среди них, например, отношения к религиям (от Швейцарии довольно жестко требовали отмены результатов референдума о запрете строительства мечетей) и самоопределение. Считается, что это такие важные вопросы, которые могут решить только специально обученные фондом Сороса (зачёркнуто) политики.
Население-же в этой ситуации ведёт себя сродни двухлетним детям, которым излишне любвеобильные родители разрешают всё на свете. Столкнувшись с внезапным для себя запретом на засовывание пальца в кипящий бульон, ребёнок заходится в истерике и требует запретного с удвоенной и утроенной силой.
2. Продолжается победное шествие fake-news. Различные истории про направляемые в Каталонию танки активно тиражируются в соцсетях сторонниками независимости даже после того, как их разоблачают. И наоборот, факт использования фальшивых новостей, используется центральными СМИ для обличения противников. Которые от обличений только больше распаляются и обвиняют центр в попытках заткнуть себе рот.
3. Каталонское правительство обещает объявление независимости уже через пару дней после подсчётов результатов. На чём же основан их план построения нового, свободного от испанской демократической клики государства:
- Во-первых, они уверены, что останутся в Евросоюзе. С единой валютой, Открытыми границами и Германией, которая кредитует обанкротившиеся режимы (зачёркнуто) демократии.
- Во-вторых, они исходят из того, что ВВП Каталонии составляет 19% от валового продукта всей Испании. При этом, они совершают ту же ошибку, что и Украина в 1991 году, не учитывая, что этот ВВП строится на многочисленных внутригосударственных экономических связях и вряд ли сохранится таким же после отделения.
Конечно же, люди, которые сегодня подбивают Каталонцев прийти на избирательные участки - левые популисты, предлагающие простые решения сложных проблем. Но решать проблемы они будут завтра, а сегодня мы с вами наблюдаем за ходом голосования. Правительство Испании, напомним, обещало, что никакого референдума не состоится.
Кстати, Евросоюз никогда не был демократической структурой. Наоборот, отцы-основатели (Жан Моне, Конрад Аденауэр и другие) изначально задумывали его как проект элит, которые действуют в интересах масс, не спрашивая у них совета. Эдакий просвещенный абсолютизм на новый лад.
Пока проект был успешным, пока благосостояние росло, пока граждане Евросоюза хотя бы понимали выгоды от него, общественный договор действовал. Но настали трудные времена, и чем дальше, тем яснее видна главная проблема Европы: оторванность верхов от низов.
Европейские власти - как, впрочем, и любые другие власти, - как огня боятся демократических процедур: референдумов, свободных национальных выборов, вообще любых инициатив, идущих вразрез с генеральной линией партии.
Народы Европы по-прежнему считают себя в первую очередь немцами, поляками, французами, испанцами и даже каталонцами. И запросы к властям у них соответствующие. А европейские элиты - они без гражданства, они мыслят категориями единой Европы, а от проблем отдельных наций просто отмахиваются.
В результате нишу реальной политики занимают различные горлопаны и популисты, правые или левые. И те и другие паразитируют на достижениях Европейского Союза, и те и другие старательно подрывают Европейский Союз. В результате нишу реальной политики занимают различные горлопаны и популисты, правые или левые. И те и другие паразитируют на достижениях Европейского Союза, и те и другие старательно подрывают Европейский Союз.
В результате нишу реальной политики занимают различные горлопаны и популисты, правые или левые. И те и другие паразитируют на достижениях Европейского Союза, и те и другие старательно подрывают Европейский Союз.
Этот кризис в самом разгаре. К чему он приведет, пока непонятно. Понятно одно - скучно не будет.