Весь мир – театр, а мы застряли в цирке.
В общем, открыл сезон нашумевшей премьерой этого года, "Цирк" в Театре Наций. Для тех, кто вообще все проспал, это спектакль, поставленный по мотивам одноименного фильма 1936-го года так называемого "советского Голливуда" с бессменной Любовью Орловой в роли Марлен Дитрих (как-то там имя изменили немного, неважно).
Материал предельно фактурный. Комедийная утопия, повествующая о том как американский аттракцион "Полет на Луну" приезжает на гастроли в СССР, и главная звезда (Любовь Орлова в роли Марлен Дитрих) полностью покоряет сердца советского народа. Наш же советский цирк, не желая ни в чем уступать американской гидре, решает приготовить свой оригинальный номер, более лучший, но проклятый запад конечно же устраивает "диверсию". И вроде все пропало, как вдруг Любовь Орлова в роли Марлен Дитрих влюбляется в советского артиста, решает перейти на сторону СССР, где с распростертыми объятиями принимают и ее, и ее чернокожего ребенка, который был позором в США для белой женщины.
В общем, чтобы долго не мусолить, это – фильм, прославляющий светлое будущее, возводя его в абсурд с налетом лиричности. Это – фильм, метафорично демонстрирующий космическую гонку за первенство в "полете на Луну". И это – любимый фильм Сталина.
Примечательно, что спектакль время действия не переносит, а гипертрофирует и усугубляет. События происходят все в том же Советском Союзе, но теперь в жанре ретро-футуризма (жанр фантастики описывающий мир будущего базирующегося на технологиях, стилистике и моде эпохи прошлого, которые в реальном мире, как правило, вышли из употребления). Чтобы было понятнее, по всему Союзу летают дирижабли, виляя между гигантскими памятниками Сталину, Ленину и небоскребами, а тот самый Дворец советов с гигантским Лениным, на ладони (!) которого находится вертолетная площадка (это реальный проект, который начинали реализовывать на Кропоткинской) построен, стоит и процветает. Иными словами теперь цирк разворачивается в том самом светлом социалистическом будущем, к которому так стремилась наша страна, но которое так и не застала. Да и цирк – уже не цирк, а ЦИРК (центр исследования русского космоса). Но не будем ударяться в спойлеры.
Сам спектакль предельно технологичен и современен. Как подметил один знакомый театровед, пожелавший остаться неизвестным, этот спектакль – просто хрестоматия всех приемов и средств современного театра. Не судите его строго, он был на эмоциях, я бы конечно слово "всех" заменил хотя бы на "некоторых", но смысл ясен. Это современный российский театр, где даже ценителю классики и старины суровой очень хорошо, поскольку обилие спецэффектов не дает заскучать ни на секунду. Пространство заполняется по полной, тут и летают, и лежа передвигаются по арене, в тот момент как камера транслирует это в вертикальном формате (то есть артисты должны лежа существовать так, будто они стоят). Попробуйте дома лечь на пол, попросите кого-нибудь посмотреть на вас сверху и сделайте вид, что вы подпрыгиваете, все поймете. Но снова вовремя остановимся от бессодержательных спойлеров.
Режиссер Максим Диденко и драматург Константин Федоров тщательно проработали сценарий и даже несмотря на то, что фокусировались больше на визуальной стороне, сумели полностью пересказать все сюжетные перипетии. Иногда визуальное (как в сцене с подменой писем) передавало нарратив так, как не способен ни один текст в принципе, но главное не в этом. Тот самый "эффект Диденко", над которым я ломаю голову столько времени (почему его спектакли одинаково хорошо заходят как любителям современного театра, так и адептам мифической "старой" школы?) сегодня приоткрылся.
Ловите пример: в тексте грациозно соседствуют две шутки. Первая: "вы, творческая интеллигенция, вы – говно!". В зале хохот. Хохочет как творческая интеллигенция (от того кто именно это сказал, как это сказал, и в принципе насколько это правда), как и те, кто эту творческую интеллигенцию ненавидят и в гробу ее всю видали. А тут уже подоспела вторая шутка: "Космоснаш!". И тут уже представители второго разряда хохочут над собой, соглашаясь "мол, нам дай волю, ага, мы и до туда дойдем", в то время как разряд "творческой интеллигенции" укатывается над неуемными и необоснованными имперскими амбициями первых. А в итоге всем хорошо, и все нашли точку соприкосновения.
Но прежде, чем кто-то начнет обвинять спектакль в заигрывании и с вашими и с нашими, то во-первых, я могу ошибаться в ощущении, а во-вторых, спектакль несет очень сильный, однозначный и добрый посыл. В центральном монологе главной героини, стыдящейся своего чернокожего ребенка, она говорит: "Вы меня осуждаете? Но я любила! Кто дает право на любовь? Кто возьмет на себя право решать двум человеческим существам, можно им любить или нет?". В этот момент, понимая, что речь идет о главном позоре Америки – расовой дискриминации, которой у нас нет и не было, мы не такие, наш солидный пласт гомофобной публики начинает нервно ерзать на стуле, мол "давайте-ка лучше снова ржаку какую, или спецэффектов, хорош!", но останавливаться никто не собирается и с максимально серьезной эмоцией эта сцена длится около 3-5 минут.
Не говоря уже о том, что в конце, финальная мораль заставляет опять поляризованный зал дружно расхохотаться своей моралью:
"Цирк - это наше прошлое, наше настоящее и наше ...
Ура, товарищи!"
Вишенкой на торте безусловно является исполнительница главной роли – Ингеборга Дапкунайте. Она – безусловно выдающаяся актриса с мощнейшей фактурой, крепкой школой и солидным опытом. Ингеборга тут, как вы поняли, играет Любовь Орлову в роли Марлен Дитрих. И это стопроцентное попадание в органику. На образ гастролирующей иностранной звезды работают и магнетический акцент, и освоение европейских театральных подмостков. Пребывание же в российском контексте, владение русским языком позволяют ей осмыслить наш менталитет и воплотить его в очаровательных фишечках, которые давайте назовем "советская Любовь Орлова играет иностранку".
Остальной каст тоже хорош, хотя тут два состава. Но, например, сегодня у нас многое не складывалось. Были досадные неудачи (благодаря одной из которых, например, Роман Шаляпин смог продемонстрировать не только артистический талант, но и выступить находчивым импровизатором), но даже они спектакля не портили. Боюсь представить, что происходит, когда все случается. Обязательно постараюсь проверить.
И на сладенькое, тут масштабные хореографические номера от чумового Владимира Варнавы, которые — просто загляденье. И снова офигенно крутая музыка от Ивана Кушнира. Последний, кстати, пересобрал все шесть песен Дунаевского из фильма, и скроил бесшовное атмосфернейшее музыкальное полотно. А его работа с "Широка страна моя родная" (песней, которая в 30-е чуть не стала официальным советским гимном, на минуточку) просто обескураживает. Мельчайшими средствами, небольшими гармоническими изменениями ему удалось заставить известный и величественный хит Дунаевского зазвучать как ода рабству и раболепству русского народа (что учитывая строчку "где так вольно дышит человек" попадает глубоко и задевает сильно).
В общем, наша фантастическая четверка Диденко-Кушнир-Варнава-Федоров снова одарила театральным блокбастером.
Спасибо, было оч хорошо!
И понятно, что ни в какой (а уж в моей тем более) рекламе этот спектакль не нуждается. Билетов, как подсказывают, на него достать очень сложно, но если возможность есть, то используйте, пожалуйста. Вот ссылочка: http://www.theatreofnations.ru/performances/tsirk.
В октябре в рамка фестиваля Territoriя будут еще три показа.
Это просто праздник какой-то.
Никогда не думал, что скажу это, но
все в ЦИРК, господа.
__________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/335642860217957
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant