"Тайная сила" (что вообще-то точнее было бы перевести как "Скрытая сила") - гарантированно один из лучших спектаклей, которые в этом году привез Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова.
И вот почему:
1. Спектакль поставлен по солидному роману почти неизвестного у нас классика мировой литературы Луи Куперуса одним из лидеров мирового современного театра - Иво Ван Хове. Виртуозное жонглирование театральными формами позволяет режиссеру не просто пересказать в 2-х часовом спектакле масштабную историю колонизации Индонезии Голландией ничего не потеряв, дотошно демонстрируя конфликты от столкновения с инаковостью, с другой культурой, менталитетом и его "скрытой силой", но и обнажить социальные и общечеловеческие проблемы. Запад встречается с Востоком, точнее пытается привить ему свое представление о прекрасном, вполне даже искренне и бескорыстно пытается. В процессе рушатся жизни, служение и светлая миссия сменяются фанатизмом. В погоне за идеей падает жертвой самое ценное. Да и вообще открывается, что сама "идея культуры - западная идея, обреченная на провал", а наше "чрезмерное увлечение искусством - просто болезнь".
Сильное, серьезное и невероятно умное повествование без малейшего намека на пошлость или банальность. Предельно актуальное и крайне нам (как точке пересечения востока и запада, как сильно заигравшимся в какой-то игрушечный патриотизм) высказывание. Патриотизм здесь формирует третий пласт - он не романтизированный, жесткий, с большим уважением к родине и с безжалостно честным умением признавать собственную вину. И только так, взглянув в лицо своим амбициям, распознав и приняв их "скрытую силу" можно удержаться от предрешенного финала. У спектакля сильнейший воспитательный эффект. Сидишь в зале, немеешь и чувствуешь, что тебя уважают, с тобой не заигрывают, не стесняются говорить сложным языком на болезненные темы и местами даже переоценивают. Очень редкое и ценное ощущение. После такого не выходишь прежним.
2. Как только открываются двери зала, на сцене уже сидит человек. Это Харри де Вит - композитор спектакля. Под шум льющегося прямо на сцену дождя он играет очень тонкую, медитативную и завораживающую тему на фортепиано. Все те 30 минут, что зрители рассаживаются, бубнят, фотаются и чекинятся, он играет. Позже он практически ни на минуту не уйдет со сцены. Помимо западного рояля он будет играть на редкого вида восточных аутентичных перкуссиях. Каждая строчка, произнесенная кем-либо из труппы будет обыграна им, подхвачена и подзвучена, отчего атмосфера пронизывает, не дает выпасть ни на секунду. Все фразы, реплики и даже движения артистов звучат как фрагменты изящной партитуры. Поскольку он не просто музыкант, но и композитор спектакля, он держит паузу ровно столько, сколько нужно моменту, сколько он считает нужным, чтобы звучала тишина или капли дождя, и труппа покорно подчиняется. Это совершенно шаманское действо. И никогда я ничего подобного не видел/слышал.
Но московская публика начала сбоить не только на этапе покупки билетов, но и перед началом спектакля. Сделав все свои дела, устроившись в креслах, ей как-то поднадоел этот чувак за роялем, и она решила несколько раз поаплодировать (мол, мы готовы) скорейшему начинанию спектакля (по не хочу думать откуда возникшей традиции "раньше сядем - раньше выйдем"). И это был второй момент, когда за нашего зрителя стало очень стыдно. Надо признать, что композитор на провокацию не поддался, выдержал ровно столько сколько нужно. Гармонично существовал на сцене, не просто не мешал труппе играть, почти невесомо передвигаясь по сцене и не цепляя лишнее внимание - местами все артисты могли вообще уйти и можно было бы просто смотреть на него. Однако уйдет со сцены и он, уже ближе к концу. Но так будет нужно. Уйти должны будут все.
3. Конечно только ленивый не пошутил про тропический ливень, который с разной степенью интенсивности идет на сцене, и который по воле "скрытой силы" стал верным спутником москвича этим летом. Атмосферы это конечно добавляет, но мусолить и обшучивать эту тему дальше уже сил нет никаких. Декорации, свет, костюмы - все с очень хорошим вкусом и с очень грамотными функциями сделаны. Ничего случайного. И погода на сцене тоже отражает и обозначает "скрытую силу", но все это откроется, когда придет время. Просто не могу тут не сказать, что это первый спектакль текущего фестиваля, где визуальная красота была бы настолько оправдана и нужна действию.
4. Труппа "Тоннелгруп Амстердам" - титаны психологического театра. Мы в России такой психологический реализм очень любим, и только когда он демонстрируется в полную силу наш зритель вдруг обалдев перестает писать смски, шептать в ухо подружке и заниматься прочими своими любимыми театральными занятиями. Я бы конечно с большой радостью и дальше наблюдал как перестают моргать глаза и бьются об пол челюсти наших заядлых театралов от встречи с реальной и живой театральной психологической драмой, которую в России уже днем с огнем не сыщешь, которая медленно но верно переходит из разряда реалистичной в разряд карикатурной, но я не мог. С самых первых минут. Прямо еще от звучания темы спектакля, входя в зал, понимаешь, что это тот редкий и горячо желанный "спектакль-нерв". И нерв, конечно, рвется в конце. Ровно так, как ему следует: внезапно, невыносимо болезненно и очень долго не собираясь заживать.
В общем, я прошу, молю, в ноги кланяюсь, настаиваю и взываю. Сходите сегодня и/или завтра. Ну не враги же вы себе, честное слово? Ну ведь потом узнаете, а поздно будет. Зачем вам искусанные локти? Не нужны они вам!
И обязательно поделитесь впечатлением, пожалуйста. Я хочу еще раз, но во-первых, у меня наверняка откроются неврозы, а во-вторых, тупо не могу.
И да, спектакль идет на голландском, с субтитрами. Если знаешь французский и немецкий начинаешь через какое-то время понимать, все реже читать бегущие строчки и больше погружаться. А после спектакля хочется засесть за солидную книгу-первоисточник и начать учить голландский язык. Тоже в последнее время весьма нечастое явление.
__________
Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/310491162733127
Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant
Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant