Найти тему
Редактор

Как начинающему копирайтеру найти работу

Если вы хотите стать копирайтером, вы должны действовать как копирайтер. Теперь вы пишете не время от времени, а регулярно. Тексты, которые вы создаёте, решают определённую задачу, и вы получаете вознаграждение за их написание. Давайте разберёмся, как именно начинающему копирайтеру найти работу.

Выявите свои сильные стороны

Чтобы заказчик выбрал именно вас, нужно выделяться из толпы. Если вы пришли в копирайтинг не со школьной скамьи и до этого уже где-то работали, то у вас есть опыт в одной или нескольких сферах бизнеса.

Например, вы работали журналистом или редактором и решили стать фрилансером. У вас уже накоплены знания об отраслях бизнеса и общества, о которых вы писали, — работая в издании, редакторы и журналисты, как правило, отвечают сразу за несколько тем — вот и оставайтесь в этих темах, продолжайте отслеживать все новости и события, они вам пригодятся при поиске клиентов. Причём чем скучнее и «техничнее» бизнес, тем больше в нём денег для подрядчиков: все хотят писать рецензии на новые книги, фильмы, и почти никого из авторов не интересуют абразивные головки для сверхглубокого бурения. Зато они интересуют бизнесменов и платят на таких рынках выше среднего.

Если вы хотите сделать поворот в своей карьере бухгалтера или юриста, то можете без опасения переквалифицироваться в копирайтера: ведение бухгалтерии, сдача отчётности, заключение договоров, защита торговых марок и прочая информация крайне востребованы бизнесменами. Главное — писать просто, понятно, предлагать решения определенных проблем. И тогда своего бывшего коллегу с хорошо подвешенным языком бухгалтерские и юридические компании просто завалят работой!

Но даже если копирайтинг — ваша первая работа, то и в этом случае можно положиться на собственный опыт. Скажем, вы никогда не могли похвастаться стройностью, потом родили и поправились еще на 10 кг. Однажды, взглянув на себя утром в зеркало, вы пришли в ужас и решили исправить ситуацию. За полгода вы похудели на 20 кг, сменили мужа-одноклассника на долларового миллионера и живёте сейчас в своё удовольствие в Марбелье, поручив детей няне-филиппинке. Не знаю, зачем вам работать копирайтером, но если всё же хочется, то работу вы найдёте очень быстро.

Найдите свой основной стиль письма

Зная свои сильные стороны, определитесь со стилем письма. У вас может быть больше одного стиля письма — стили, которыми вы будете писать легко, при необходимости переключаясь между ними. Один стиль будет превалирующим, ему и уделим внимание.

Купите несколько изданий разного формата по темам, которые вы отнесли к своим сильным сторонам. Подпишитесь на рассылки, Telegram-каналы, публикации на Medium, Яндекс.Дзен — словом, на всё, что только найдёте. Неделю-две читайте их внимательно с блокнотом и карандашом или сидя за компьютером. Выделите понравившихся авторов, обратите внимание на то, как они пишут: в каком времени, как строят предложения, какие используют глаголы, прилагательные, наречия. Попробуйте переписать несколько статей своими словами, затем сравните с оригиналом. Попросите друзей прочесть два отрывка и выбрать лучший. Проанализируйте, в чём вы лучше автора, а в чём — нет.

Процесс может занять еще две недели, но он стоит затраченных усилий. В результате этих упражнений вы выработаете базу своего основного стиля и поймёте, в каких еще стилях сможете писать.

Определитесь со своей позицией по ключевым вопросам

Работая копирайтером, вы будете получать предложения написать тексты для различных бизнесов и проектов. Чтобы не попасть в ситуацию, когда, взяв заказ, вы не сможете выполнить его качественно, определите свою позицию по принципиальным для вас вопросам.

Например, если вы выступаете за здоровое питание, то вряд ли сможете качественно выполнить заказ на статью об экстремальных способах похудения при помощи многодневного сухого голодания. Если вы считаете, что в спорте не место фармакологии, то вряд ли напишете зажигательную статью по добавкам для похудения или по использованию стероидов для наращивания мышечной массы. Статьи на околосексуальные темы всегда востребованы, но если вы сторонница традиционных взглядов на отношения, то написать продающую статью для конференции пикаперов у вас не получится.

Можно придерживаться позиции, что деньги не пахнут и писать можно на любую тему — главное, чтобы хорошо платили. Возможно, но мне так и не удалось этому научиться. Как бы ни обстояли дела с вашей принципиальностью, в начале карьеры я рекомендую избегать брать заказы, которые идут в разрез с вашим мировоззрением. После того, как набьёте руку, вы сможете вернуться к этому вопросу и пересмотреть свою позицию.

Набейте руку

Даже Артемий Лебедев признавался, что в начале карьеры делал работы для несуществующих компаний и добавлял их себе в портфолио, чтобы получать больше серьёзных клиентов. Не вижу ничего зазорного в этом методе: если он сработал для Артемия, сработает и для вас.

Вы также можете сами выбрать компании и написать для них тексты. Чтобы не вводить читателей в заблуждение, можно в конце статьи добавить: «Если бы компания обратилась ко мне с заказом на написание продающего текста для своих услуг, он бы выглядел именно так, как вы только что прочли».

Заведите блог и пишите для него статьи, это может стать отличным способом привлечь потенциальных клиентов. Рассказывайте о том, как бы вы решили задачи, которые могут поставить перед вами потенциальные клиенты. Избегайте писать о трудностях и проблемах профессии копирайтера, так как в этом случае вы привлечёте не заказчиков, а коллег-копирайтеров.

И только если вышеперечисленные приемы не принесут вам новых заказов, обратите внимание на биржи фрилансеров. Избегайте специализированных бирж для копирайтеров: туда заказчики приходят не за осмысленными текстами, а за «символамибезпробелов». Оформите профиль, заполните портфолио, участвуйте в конкурсах и тендерах, берите заказы, которые коррелируются с вашими сильными сторонами. Выполнив несколько текстов по ставке, предложенной заказчиком, сообщите ему о повышении цены. Если он доволен вашей работой, то согласится. Если откажется — ничего страшного, это просто не ваш клиент, ищите своего, хорошо платящего клиента.

Установите цену своему труду

Один из самых насущных вопросов для начинающего копирайтера — сколько брать за свои услуги. Здесь есть два основных подхода.

1. Определите, сколько вы хотите зарабатывать в месяц, разделите это на количество рабочих дней, затем на количество часов, и в результате вы поймёте, сколько нужно брать за час рабочего времени, чтобы выйти на желаемый уровень дохода. Затем напишите несколько статей — к примеру, для своего портфолио. Засеките время, которое требуется на каждую статью с момента её планирования до публикации. Высчитайте среднее арифметическое: сложите время, затраченное на все статьи, поделите на количество статей и в результате получите среднюю стоимость одной статьи. Именно эту стоимость и стоит озвучивать заказчикам. Конечно, в каждом конкретном случае будут корректировки, но самое важное, что вы будете знать базовую стоимость одной статьи и сможете отталкиваться от неё по ситуации.

2. Можно пойти экзистенциальным путём и выяснить на основе внутреннего ощущения: а за какие деньги вы вообще готовы сесть за компьютер и начать писать? Возможно, вам интересно писать на заказ не менее чем за тысячу рублей или за тридцать пять тысяч рублей за статью — любая цифра здесь будет уместна. Важно понимать, что во втором случае ждать клиента, который согласится на такие расценки, придётся долго. Зато когда такой заказчик появится, вы получите работу своей мечты, будете работать в удовольствие и сделаете счастливыми как минимум двух людей: себя и своего клиента.

Зарабатывать больше можно не только за счёт высоких цен за копирайтинг. Предлагайте заказчикам сопутствующие услуги: подбор изображений, вёрстку и форматирование документов, создание посадочных страниц, нейминг, написание цепочек писем для рассылок по электронной почте, разработку сценариев для видеороликов, координацию работ других подрядчиков — перечень дополнительных услуг бесконечен, выбирайте то, в чём вам будет интересно разобраться и специализироваться. Может случиться так, что, придя к вам за статьёй, заказчик останется с вами надолго, поручив все сопутствующие работы по созданию, оформлению и распространению контента.

Отточите навык самопрезентации

Чтобы продать свои услуги, вам сперва нужно научиться продавать себя как специалиста. Не стоит тренироваться на потенциальных клиентах — если у вас завязался контакт, то доводите его до заключения сделки всеми известными вам способами, кроме демпинга.

Тренироваться лучше на сотрудниках по подбору персонала: разместите своё резюме на HeadHunter, подпишитесь на потенциально интересующие вас вакансии и компании и отправляйте резюме, если увидите подходящее предложение. Здесь важно учесть два момента: ваша желаемая заработная плата должна быть в полтора-два раза выше рынка, и отправляйте резюме на должность выше, чем была у вас на последнем месте работы по найму. Бояться, что вам откажут, не надо: вы же не ищете работу, интерес для вас не в том, чтобы вас взяли, а в том, чтобы пройти одно или несколько собеседований и научиться презентовать себя.

Этот метод является наилучшим для поднятия самооценки и изучения спроса на рынке. За счёт того, что у вас нет страха провалить собеседование, вы будете вести себя естественно, раскованно и даже удивитесь, насколько часто будете получать предложения устроиться на работу. Не позволяйте себя уговорить, отказывайте им — помните, что вы всего лишь оттачиваете своё мастерство, чтобы стать успешным копирайтером-фрилансером. Впрочем, если вы однажды получите предложение с достойной заработной платой, хорошим социальным пакетом и бонусами от «компании мечты», то можете и согласиться.

Создайте бренд из своего имени

Освоившись в своей нише, вы скоро поймёте, что есть несколько копирайтеров или агентств, которые берут 80 % самых прибыльных заказов. Конкурировать с ними непросто — они могут работать на рынке долго, у них может быть много штатных сотрудников, они могут предлагать много услуг и т. д. Но всё же выход из ситуации есть, даже если все конкуренты очень серьезные. Вам нужно создать бренд из своего имени. В этом случае вас перестанут сравнивать по ценам, по скорости работы, по количеству оказываемых услуг. Со временем в голове заказчиков сложится понимание, что можно заказать написание текста у кого-то, а можно у вас.

Создание личного бренда — это тема для отдельной статьи, но вот основные моменты.

1. Старайтесь писать статьи, выступать вживую и принимать участие в вебинарах и других онлайн-мероприятиях по своим темам. Рассказывайте о своём подходе к работе, делитесь примерами выполненных работ, рассказывайте, как решали сложные и нестандартные задачи.

2. Высказывайтесь и доносите свою точку зрения по ключевым вопросам, о которых мы говорили выше. Если заказчик поймет, что у вас с ним общая позиция по большинству из них, то он разместит заказ именно у вас, а не в другом месте, даже если вы делаете дольше и дороже. Люди любят себе подобных.

3. Будьте везде, где только можно: публикуйте статьи в блоге, пишите на Facebook и Twitter, постите в Instagram, размещайте посты ВКонтакте и Одноклассниках, заведите канал в Telegram и Яндекс.Дзэн. Ваш потенциальный заказчик должен начинать и заканчивать свой день чтением ваших текстов. И тогда, когда у него возникнет необходимость в написании текстов, он даже не будет изучать рынок и выбирать — он сразу обратится именно к вам.

Источник: https://www.editor.ru/how-to-newbie-copywriter-to-setup-his-freelance-business/