Найти тему
Logorina

Когда нужно начинать заниматься с логопедом?

Мама трехлетнего малыша беспокоится: «Нам уже 3, а ребенок произносит не все звуки». А другому ребенку уже шесть с половиной, он не произносит больше десяти звуков, но с логопедом заниматься еще не начал. Когда же обратиться к логопеду, чтобы успеть привести речь в порядок до школы?

Логопед не только ставит звуки. Он работает с различными речевыми нарушениями (дизартрией, алалией, заиканием). Поэтому, прежде чем отправиться к логопеду, неплохо было бы определить, хотя бы в общих чертах, а что же не так с речью именно Вашего ребенка.

Если ребенок владеет развернутой фразовой речью, общается со сверстниками и взрослыми не жестами, а целыми предложениями, его без труда можно понять, при этом из речевого потока выпадают лишь отдельные звуки, которые не произносятся, произносятся неправильно или заменяются другими, то о специальных занятиях с логопедом можно забыть до 5 лет. Коррекцией звукопроизношения логопеды начинают заниматься не раньше пяти лет, иногда с 4,5 лет. Именно к этому возрасту ребенок должен овладеть нормативным произношением звуков родного языка.

Довольно часто речь ребенка 3-5 лет изобилует всевозможными ошибками. Ребенок неправильно употребляет окончания слов, путается в приставках, заменяет слова близкими по значению или звучанию. Слова, особенно длинные, произносятся неточно, могут укорачиваться, в них ребенок может переставлять слоги или звуки местами. Словарный запас скудный (ему что стул, что табурет – никакой разницы, предпочитает пользоваться словами тут, там, этот), пользуется преимущественно короткими простыми предложениями. Предлогов нет совсем или только самые простые (в, на). Часто при этом ребенок испытывает трудности в запоминании новых слов, стихов, плохо знает названия цветов и геометрических форм. В этом случае консультация логопеда нужна обязательно, в дальнейшем могут потребоваться систематические занятия на протяжении года или двух. Может потребоваться посещение детского невролога для постановки точного заключения.

Ребенку уже почти три года или недавно исполнилось три, а общаться он предпочитает жестами, короткими детскими словами или даже звукосочетаниями, понять его могут только очень близкие люди – в этом случае ребенку уже требуются не только логопедические занятия, но и наблюдение (возможно лечение) у детского невролога. Ждать, что ребенок заговорит сам в четыре или пять лет не стоит, так как будет упущено драгоценное, наиболее благоприятное для развития речи время.

Нельзя не упомянуть о таком коварном нарушении речи, как заикание. Если Вы заметили у ребенка двух-четырех лет запинки в речи, то к логопеду нужно не идти, а бежать! Что значит запинки? Это не обязательно повторы звуков или слогов (па-па-па-паровоз). Заикание в своей начальной стадии может проявляться как растягивание гласных звуков, удлинение пауз между словами. Речь становится как бы неритмичной. Еще недавно ребенок мог легко произнести такие длинные слова как «поздравление», «сковорода», «светофор» и т.п., а тут вдруг спотыкается на слове «шапка» (шааапка или ша-шапка). Такие изменения в речи не должны остаться незамеченными. Нужно срочно принимать меры. Если само не пройдет, то проблем не оберетесь. В этом случае лучше перестраховаться.

Несколько слов о школьниках. Логопеды устраняют нарушения не только устной речи, но и письменной. Ко второму классу у ребенка могут обнаружиться стойкие трудности в овладении письмом и чтением. Чтение медленное с заменой букв или слов. На письме ребенок может пропускать отдельные буквы, заменять одни буквы другими, путаться в написании букв, игнорировать точки, запятые, заглавные буквы, писать все слитно. Странные ошибки, на которые и правил нет – это повод обратиться к логопеду, а не репетитору по русскому языку.

Если возникли сомнения по поводу речи ребенка, то нужно обязательно их развеять, посетив логопедический кабинет. После беседы с логопедом будет понятно, какие меры нужно принять, чтобы преодолеть возникшие затруднения.

Поставьте, пожалуйста, лайк, если материал статьи оказался полезным для Вас.