Возможно, распределенный реестр, заручившись поддержкой технологий виртуальной реальности, очень скоро даст сообществу новые модели координации, мотивации и проверки качества совместных исследований, новые инструменты для совместного создания всевозможных объектов интеллектуальной собственности и новые способы прозрачной фиксации авторских прав на нее.
Проблемы
Группа ученых может годами работать над проблемой, не зная, что где-то их коллеги занимаются ровно тем же. Когда результаты настолько независимых исследований сходятся, их можно с большей уверенностью считать объективными, но такое преимущество тяжело сравнивать с долгосрочной выгодой от скоординированного сотрудничества.
В любой совместной работе имеет место проблема справедливого разделения благ между участниками. Отследить индивидуальный вклад специалиста в группе сложно, особенно в исследовательской и креативной деятельности. Тот факт, что любые новые исследования опираются на уже существующие наработки, только сильнее все запутывает.
Количество публикаций вместе с индексом цитирования (количеством работ, ссылающихся на конкретную публикацию) считается индикатором “успешности” отдельного ученого, исследовательской группы или института. Отсюда вытекает мотивированная недобросовестность ученых, а существующая система оставляет пространство для манипуляций.
За небольшую плату отдельные издания охотно предлагают специалистам публиковаться у них и не тратить сил и времени на попытку пробиться в качественно рецензируемый журнал. Несколько таких неразборчивых изданий опубликовали “содержательные и инновационные” работы, автором которых была скрытая под псевдонимами программа SCIgen — генератор случайного наукообразного текста.
Тяжело не согласиться с тем, что подобное состояние информационной инфраструктуры требует улучшений.
Варианты решения
Финансируемые программы успешно объединяют и фокусируют усилия разных групп специалистов в одном направлении. Гранты и премии, как, например, Филдсовская премия в математике, много лет выступают мотивацией к решению частных проблем и работе над “нерентабельными” проблемами фундаментальной науки. Компании коммерческого сектора, вроде SpaceX и HP, постоянно спонсируют научные исследования, пусть и направленные на совершенствование их собственной продукции.
Существуют проекты, вовлекающие массовую аудиторию не специалистов в коллективное решение масштабных задач. Например, игрушка под названием Foldit в виде достаточно простого трехмерного пазла предлагает пользователям предсказывать фолдинг белка. В 2011 аудитории игры удалось за десять дней расшифровать структуру кристалла ретровирусной протеазы (M-PMV) вируса, вызывающего СПИД у обезьян. Эта задача ставила профессионалов в тупик на протяжении 15 лет.
Появляются и блокчейн-инициативы, направленные на устранение отдельных причин описанного кризиса. К примеру, проект Golemразрабатывает систему для распределенных вычислений, а Decentraland предлагает свою модель присвоения и фиксации авторства в отношении виртуальной интеллектуальной собственности.
В отличие от большинства токенизированных платформ, Matryx, по словам разработчиков, вместо решения одной узкой проблемы, предлагает среду для разработки огромного количества решений для любых потенциально разрешимых проблем.
Как это работает у Matryx
В качестве нового подхода к сложившейся ситуации Matryx предлагает комплекс, куда входит платформа для коллабораций с системой вознаграждений и фиксации авторства, интегрированные инструменты для визуализации и работы с объектами в виртуальном трехмерном пространстве, а также внутренний рынок для обмена интеллектуальными активами вроде инженерных разработок или 3D-моделей.
Базовый элемент платформы — основанная на смарт-контрактах система для создания, отслеживания и коллективного выполнения задач. Внутри пользователь может, к примеру, опубликовать задачу по созданию архитектурного проекта, включающую вводные данные о ландшафте, максимальный бюджет проекта, примеры для вдохновения, планируемые этапы разработки и некоторую награду за выполнение в нативных токенах МТХ. Постановщик также указывает желаемую механику распределения наград и условия лицензирования плодов коллективного труда.
Заинтересовавшиеся задачей участники высылают свои эскизы, а постановщик отбирает лучшие. На основе отобранных работ другие участники создают макет, по которому пользователи с должным набором навыков разрабатывают чертежи будущей конструкции. Лучшие чертежи попадают на рассмотрение строительным фирмам-подрядчикам, которые оценивают безопасность и предполагаемую стоимость всего проекта. В результате, после прохождения всех нужных этапов и итераций доработки, постановщик получает готовый к воплощению проект здания, а участники получают заслуженную часть общего вознаграждения.
При более детальном рассмотрении процесс решения той или иной задачи можно представить как турнир, в котором раунд за раундом лучшие из предложенных решений дорабатываются участниками сообщества, а неподходящие отсеиваются.
Для каждого загруженного в систему актива в блокчейне Ethereum записывается информация об авторстве, лицензировании и правах на использование в других работах. Для обмена активами разработчики реализуют внутренний рынок, где с помощью МТХ можно будет купить права на использование того или иного объекта интеллектуальной собственности.
Во избежание манипуляций, с каждым высланным решением участники вносят установленное количество токенов МТХ, которые возвращаются изначальным владельцам после завершения текущего раунда. Постановщик задачи, в свою очередь, замораживает токены, заявленные в качестве награды за выполнение.
Стоит также отметить, что разработчики предполагают интеграцию платформы с необходимыми в конкретных областях инструментами.
Два совместимых с Matryx продукта — Calcflow и Nano-one — заточены под работу с трехмерной графикой в виртуальной реальности и уже используются в нескольких университетах.
Calcflow — среда для работы с векторными исчислениями и графиками функций в трехмерном пространстве. Пакет Calcflow уже находит свое применение в университетах. Разработчики ожидают, что после ряда усовершенствований продукт займет свое место среди повседневных инструментов на вооружении образовательных учреждений, инженеров, математиков и специалистов других областей.
Nano-one — аналогичное решение для взаимодействия со структурными моделями химических соединений. Основные возможности для применения Nano-one создатели видят в медицине, фармацевтике, биоинженерии и молекулярной биологии. По их мнению, после выпуска дополнительного функционала, связанного с симуляцией взаимодействий между соединениями, продукт может стать одним из основных инструментов для моделирования и анализа сложных химических реакций посредством VR-интерфейса.
Будущее проекта
Такая система позволит всем своим пользователям участвовать в решении интересных им задач, отслеживать вклад отдельных участников и честно распределять награды между ними без нужды в доверии. Таким образом можно устранить барьеры, которые встают на пути прогресса из-за проявлений “человеческого фактора”, сложностей в координации и чисто технологических проблем, связанных с несовершенством программных инструментов.
При полноценной реализации и поддержке сообщества, предложенная Matryx модель имеет шансы упорядочить и мотивировать творческие усилия, сначала в академической науке, а затем и за ее пределами.
Следующим материалом спецпроекта станет интервью с разработчиками Matryx, в котором они поделятся своими мыслями о перспективах популяризации платформы, технических тонкостях ее работы и совместном будущем блокчейна и VR.