Найти тему
АН JustMedia.ru

«Уже миллиардный пассажир, а линии все равно прокладывали вручную»

Как работал свердловский троллейбус в начале 1970-х в спецпроекте «Е-транспорт»

ЗиУ-5. ФОТО: музея ЕТТУ.
ЗиУ-5. ФОТО: музея ЕТТУ.

В Свердловске в начале 1970-х годов троллейбус развивался быстрыми темпами: парк пополнялся современными машинами, строили новые линии и большое Орджоникидзевское депо в поселке Веер. 30-летний юбилей запуска рогатых отметили открытием двух новых маршрутов и миллиардным пассажиром. Однако, как и в предыдущие годы, все эти успехи давались троллейбусникам крайне тяжело.

О том, какие новые маршруты запустили к юбилею, что за новые троллейбусы поступали в город и почему прокладка новых линий по-прежнему не обходилась без тяжелого ручного труда, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».

     У Театра музыкальной комедии, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил Андрей Цацуров
     У Театра музыкальной комедии, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил Андрей Цацуров

В начале 1970-х параллельно с разработкой и строительством нового депо на Веере модернизировался и пополнялся новыми моделями автопарк СТТУ. Так, в 1972 году списанные МТБ-82 стали перестраивать под перевозку грузов. На смену старых троллейбусов приходили ЗИУ-5. Салон этих машин имел 38 сидячих мест. Всего же троллейбус мог перевозить до 120 пассажиров.

-3
  ЗиУ-5 ФОТО: с сайта fishki.net
ЗиУ-5 ФОТО: с сайта fishki.net
«На момент своего появления ЗиУ-5 был воплощением самых передовых идей в троллейбусостроении. Широкий кузов позволил разместить двухрядные сиденья по обоим бортам машины и оставить между ними достаточно широкий проход. Задняя накопительная площадка была очень просторной для размещения крупногабаритного багажа пассажиров. Широкие двери, по сравнению с очень узкими на МТБ-82, многократно ускорили процесс посадки-высадки. Большая площадь остекления позволяла наблюдать из пассажирского салона и кабины водителя за окружающей обстановкой», - пишет «Википедия».
                            ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html
                            ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html

К 1971 году в нашем городе было уже 172 машины. Все они могли работать без билетных касс и были оснащены компостерами.

  ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html
 ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html

1973 год был юбилейным для свердловского троллейбуса. 30 лет назад, 17 октября 1943 года, открылся первый маршрут «Свердловск-Нижнеисетск». С тех пор рогатые прочно вошли в жизнь города. По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»  (1999 год) в 1973 году за два дня троллейбусы перевозили столько же свердловчан, сколько и за весь 1944 год.

-7

ФОТО: Государственный архив Свердловской области. 

День рождения троллейбусники отметили открытием нового маршрута №8. Он кольцевой и его маршрут пролегал исключительно по Уралмашу – от площади Первой Пятилетки до Коммунистической. Его проложили недалеко от въездных ворот будущего Орджоникидзевского депо.

ФОТО: В.С. Тарасевича, 1958 год.  «Уралмашзаводу» 25 лет. Взято с сайта "История России в фотографиях"
ФОТО: В.С. Тарасевича, 1958 год.  «Уралмашзаводу» 25 лет. Взято с сайта "История России в фотографиях"
«По случаю восьмерки на предзаводской площади Первой Пятилетки состоялся многотысячный митинг. Первый троллейбус доверили водителю-наставнику Леониду Ефимову. Протяженность маршрута - 8,3 км. Его обслуживали в рабочие дни 14 машин, в том числе три новеньких, комфортабельные трехдверных ЗиУ-9, только что появившиеся в городе. Маршрут обслуживали 44 водителя», - писала газета «Электропуть».
Ленина-Карла-Либкнехта, апрель 1974 год. ФОТО: Павла Михайловича Абакумова, 1723.ru
Ленина-Карла-Либкнехта, апрель 1974 год. ФОТО: Павла Михайловича Абакумова, 1723.ru

29 мая 1974 года троллейбусники торжественно встретили миллиардного пассажира. Им оказался продавец магазина №33 горминпромторга Т. Федосеева. Ей вручили удостоверение, в котором было написано: «Миллиардный пассажир свердловского троллейбуса».

Малышева от "Американской гостиницы" в сторону Исети. ФОТО: из "Ностальгия по Свердловску 29" с сайта 1723.ru
Малышева от "Американской гостиницы" в сторону Исети. ФОТО: из "Ностальгия по Свердловску 29" с сайта 1723.ru

В 1974 года в эксплуатацию ввели еще одну троллейбусную линию №9 по улице Самолетной к Шинному заводу.

   Якова Свердлова, иль 1958. Фото из архива Николаева А. Опубликовано ArtOleg на сайте 1723.ru
   Якова Свердлова, иль 1958. Фото из архива Николаева А. Опубликовано ArtOleg на сайте 1723.ru
«В 1968 году, завершив реконструкцию и решая вопросы социального развития, Шинный завод выступил инициатором строительства троллейбусной линии по Самолетной», - вспоминает на страницах газеты «Электропуть» о том, как строилась «девятка», заместитель начальника СТТУ Б.А. Козловский.
 Кольцо на Репина у входа в Центральный стадион, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил     Андрей Цацуров
Кольцо на Репина у входа в Центральный стадион, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил     Андрей Цацуров

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»  (1999 год), в ходе ее строительства методом «прокола» были проложены кабельные линии под железнодорожными путями станции Уктус. Целый месяц пневмократ продавал стальные трубы, «прокатывая» насыпь железнодорожного полотна на длину 60 метров, затем в них зятянули кабель. Использовались и другие методы строительства: бурение котлованов под опоры контактной сети: ямобуром диаметров 800 миллиметров, рытье траншей под кабель канавокопателем.

Карла-Либкнехта у Дома пионеров, конец, 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил  Андрей Цацуров
Карла-Либкнехта у Дома пионеров, конец, 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил  Андрей Цацуров

Несмотря на шагнувший далеко технический прогресс, доля тяжелого ручного труда при прокладке новых линий по-прежнему была велика. Конечно, в 1970-е, как в годы войны во время запуска первого маршрута, людям не надо было рыть промерзлую землю под столбы и вместо 1-2 машин и лошадей им предоставляли современную для того времени технику, но все же приходилось крайне нелегко. Вся эта «тяжесть» легла на плечи трудящихся ремонтно-строительного участка СТТУ Чкаловского района, но все работы были выполнены в срок, и троллейбусы по Самолетной были запущены.

Дворец пионеров на Вознесенской горке, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил  Андрей Цацуров
Дворец пионеров на Вознесенской горке, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил  Андрей Цацуров

С открытием «девятки» протяженность троллейбусных линий в Свердловске составила 90 км.

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву.

Предыдущие материалы о становлении автобусного движения здесь, здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, трамвайного – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесь и здесь

Автор: Екатерина Турдакина