Автор: Роман Морозов, 1001.ru
В нашей стране часто заимствуют культурные традиции других стран, в частности США. Ещё совсем недавно россияне смывали хэллоунский грим, а теперь им предстоит пережить «Чёрную пятницу».
На самом деле, «Чёрная пятница» изначально не имела цвета и была обычным пятничным днём распродажи. Появился этот обычай в США, где подобные пятничные распродажи устраивались после Дня благодарения, тем самым начиная целый сезон рождественских скидок.
Уже позже, в середине XX века, у этой пятницы появилась приставка «чёрная». И этот цвет имел отношение не столько к самой традиции и «празднику», сколько к огромным пробкам на дорогах. Кроме того, сами распродажи начинались либо ранним утром, около 5-6 часов, либо ровно в полночь с четверга на пятницу.
Для американцев «Чёрная пятница» — это, наверное, в какой-то степени символ потребительского общества. Это даже было обыграно в мультсериале «Южный парк». Но эти попытки привязать распродажи к таким важным праздникам, как День благодарения и Рождество, делают его немного добрее, позитивнее. «Чёрная пятница» ассоциируется у людей не только с огромными тратами, но и подарками, сюрпризами для близких и родственников.
У нас же «традиция» проводить «Чёрную пятницу» появилась совсем недавно, в начале 2010-х, и вот что из этого вышло...
Проводить «Чёрную пятницу» в том же формате, в котором она проходит в США, оказалось не лучшей идеей. Вы, скорее всего, видели, как российские покупатели вламываются в «Магнит», чтобы забрать игрушки, которые можно бесплатно обменять на собранные наклейки? Или как они бросаются на просрочку с 90%-ной скидкой? А теперь представьте, что этим людям предлагают купить телевизор в два раза дешевле обычной стоимости. Да, в самые «Чёрные пятницы» было слишком много жертв, пострадавших и оставшихся ни с чем.
Тогда маркетологи решили внести изменения: название «Чёрная пятница» останется, чтобы вызывать ассоциации с неприличными скидками и предпраздничным беспределом, но вместо пятницы будет целая неделя скидок.
Конечно, тут уже дали заднюю магазины, ведь если целую неделю товары будут лежать с огромной скидкой, то их все смогут раскупить. Поэтому скидки в магазинах убрали, оставив только ценники с якобы заниженными ценами. Но, как говорится, «пипл хавает», а значит, маркетинговый ход удался.
Сейчас, когда «Чёрную пятницу» распространяют ещё и на интернет-магазины, подвох обнаружить гораздо легче. Для человека, который раз в год заходит в магазин, чтобы приобрести новую технику, перечёркнутая старая цена и размер скидки будут весомым аргументом. А для тех, кто в начале ноября и во время самой «Чёрной пятницы» может сравнить цены, просто зайдя на сайт, обман очевиден. Стандартная схема: выдумывают огромную цену, зачеркивают её, выдумывают скидку и... вуаля! Скидка есть, а цена всё та же.
Поэтому, все, кто переживает, что в наше время слишком много заимствуется у Запада, — выдохните. Заимствуются только названия, а суть по-прежнему наполнена русским духом!
Роман Морозов