Найти тему
Мурманский вестник

Подотчетен только северянам

Новый омбудсмен Мурманской области - о своей работе и себе

Текст: Козлова Екатерина

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко

Почти два месяца назад к исполнению обязанностей приступил новый уполномоченный по правам человека в Мурманской области Михаил Шилов. До сих пор работа этого института в регионе не придавалась широкой огласке. Нынешний омбудсмен намерен такую практику изменить, в чем и признался «МВ» в эксклюзивном интервью. Два месяца - это, конечно, не «сто дней после приказа», и о каких-то результатах говорить пока рано. Однако понимание, что защита прав своих земляков - это не функция, а, скорее, миссия, у Михаила Валерьевича однозначное. И с фронтом работ на ближайшие пять лет тоже все понятно - он безграничен.

Услышать всех

- Михаил Валерьевич, вы приступили к исполнению обязанностей уполномоченного по правам человека в Мурманской области 20 сентября. Как вы полагаете, нуждается ли такая работа во внимании прессы? Или, может, мы, наоборот, мешаем? Банкиры, к примеру, говорят, что деньги любят тишину. Может, и защита прав людей - тоже?

- Нет. Я считаю, что деятельность всякого чиновника должна быть совершенно прозрачной. И тем более уполномоченного по правам человека. Да, действительно, бывают вопросы, которые не осветишь в СМИ. Но многое как раз требует широкой огласки. Причем не только в СМИ, но и в тех же соцсетях.

- Каким образом вы собираетесь в них присутствовать?

- А я уже присутствую практически везде: в «Инстаграме», «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Фейсбуке» и «Твиттере». Я есть во всех основных соцсетях. В перспективе, надеюсь, недалекой, планируем создание своего сайта. Пока же информация идет через нашу страничку на сайте правительства Мурманской области. Что же касается работы с журналистами, то заверяю, что для вас я буду совершенно открыт.

- Вы сказали, что деятельность любого чиновника должна быть прозрачной. То есть омбудсмен - это все-таки чиновник? Не секрет, что это слово в обществе ассоциируется с бюрократической волокитой.

- Конечно, чиновник. Но с человеческим лицом, как бы пафосно это ни звучало. Уполномоченный - это своего рода посредник между органами власти и людьми. К нам человек приходит когда? Когда обращается в муниципальные или государственные органы власти и ему отвечают не по существу вопроса, затягивают или нарушают сроки рассмотрения обращения, не проводят необходимые проверки по изложенным в обращении фактам, или когда ответ вообще противоречит действующему законодательству. Однако сразу хочу напомнить, что к судебным решениям это не относится. Отменять или пересматривать решения судов я не могу.

- А что конкретно можете? Что, собственно, входит в полномочия омбудсмена, и в каких случаях граждане могут обращаться к вам за помощью? Складывается впечатление, это какой-то безграничный спектр направлений.

- На самом деле вы правы, хотя список этот не очень-то велик. Умещается в одной главе - второй по номеру - небольшой книжечки с названием Конституция Российской Федерации, с принятия которой уже прошло ни много ни мало 25 лет.

- Небольшой, только она определяет жизнь целого государства.

- Вот именно! Тем не менее права и свободы граждан там устанавливаются одной главой, где сказано самое важное: человек имеет право на жизнь! Отсюда, собственно, и вытекает все остальное - права и свободы. И на это нацелена не только моя, но и чиновников всех уровней работа.

- Да, но жалобы-то, они ведь всегда конкретны.

- Безусловно. Но если человек имеет право на жизнь, то и на свежий воздух, поэтому вопросы экологии тоже в моей компетенции. Если человек имеет право на медицинское обслуживание, то и вопросы здравоохранения находятся опять-таки в моей сфере внимания. То же - с образованием и так далее…

Но хочу обратить внимание: прежде чем обращаться ко мне, человек должен сам попытаться что-то сделать для защиты своих прав. Обратиться в муниципалитет, к примеру, если это их сфера компетенции, или на региональный уровень, и так далее. Нужно и самим учиться защищать свои права. Но чаще как получается? Спрашиваю: вы уже пытались решить свой вопрос? А мне отвечают: нет, решил сначала к вам! Но ведь бывает, что вопрос-то выеденного яйца не стоит и легко решается на уровне того же муниципалитета или вообще управляющей компании.

- Если заявитель не прошел все инстанции, отказываете?

- Ни в коем случае. Мы не отказываем никому. В таких случаях разъясняем, в чью компетенцию входит решение того или иного вопроса и в какой орган необходимо обратиться в первую очередь. К сожалению, еще очень много людей, особенно старшего поколения, которые не пользуются Интернетом. Но для тех, кто пользуется, на нашей страничке расписан порядок обращения к уполномоченному. Безусловно, это не касается ситуаций, требующих безотлагательного вмешательства, когда под угрозой могут оказаться жизнь и здоровье человека. Такие заявления мы берем в работу сразу.

- Допустим, человек не нашел правды, а живет в другом населенном пункте. Как быть, если у него возникает потребность обратиться к уполномоченному?

- В свое время в муниципалитетах создавалась сеть помощников, осуществляющих свою деятельность на общественных началах. Сейчас мы фактически подбираем новый состав таких помощников. По моей просьбе в Кандалакшском районе эту работу возглавил директор молодежного центра «Гармония» Сергей Михеев. Это активный общественник, член региональной общественной палаты, который знаком с проблемами муниципалитета. В ЗАТО Александровск эту работу предложено продолжить подполковнику юстиции запаса Александру Кашубе, имеющему большой опыт правозащитной деятельности. Думаю, что нам удастся до Нового года найти людей на отдаленных территориях, через которых местные жители могли бы мне транслировать свои вопросы.

- Если говорить о самых отдаленных уголках области, куда, как поется, только вертолетом... Планируете там проводить личные приемы?

- Конечно. Пока, правда, не могу сказать, насколько часто, но встречи в отдаленке будут. Причем совместно с главами муниципальных образований, поскольку, как показывает практика, часть проблем можно решить прямо на месте. Просто люди не знают, как и к кому обращаться.

- Тогда, может быть, сразу и расскажем, как можно обратиться к вам?

- Конечно. У нас дни приема - вторник и четверг. Но, в общем-то, люди приходят в любое время, и мы всех принимаем. Однако лучше предварительно записаться на прием по телефону 453-116 либо через электронную почту shilov@gov-murman.ru. Это не из бюрократических соображений, а чтобы просто не парализовать нашу деятельность: штат небольшой, работы же много.

Права человека едины для всех

- Имеет ли значение статус граждан, которые могут обратиться к вам за защитой?

- Не имеет. К примеру, большой спектр моей деятельности - это места лишения свободы.

- И кому больше внимания приходится уделять? Тем, кто находится за решеткой, или законопослушным гражданам?

- Я бы не стал подходить к такому анализу с линейкой. Все зависит от конкретного вопроса и его срочности. Если, к примеру, из мест лишения свободы доносится крик о помощи, это требует незамедлительного вмешательства. Я стараюсь оперативно переговорить с руководством исправительного учреждения и разобраться в вопросе, при необходимости встретиться с самим заявителем.

- С какого рода проблемами сталкиваются обитатели колоний?

- С самыми разными. В начале отопительного сезона мы посетили несколько мест заключений на предмет оценки их работы по подготовке к зиме. Ведь кроме собственно подачи тепла есть и другие моменты. Допустим, человек попадает в СИЗО летом в соответствующей одежде и находится там длительное время, вплоть до холодов. Мне нужно понимать, как решаются и эти проблемы. Кроме того, я намерен уделять внимание занятости в колониях. Чтобы заключенные не просто отбывали свои сроки, а занимались чем-то полезным. Недавно проводили совместное мероприятие в ИК-17 с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Мурманской области Дмитрием Барышевым.

- В обществе бытует мнение, что правам заключенных у нас уделяется больше внимания, чем правам обычных граждан…

- Тут надо четко понимать, что те, кто находится в местах лишения свободы, ограничены в своих действиях. Ведь законопослушный гражданин имеет в своих руках очень много рычагов влияния на ситуацию.

- Но ведь есть еще одна категория людей, которые, казалось бы, однозначно нуждаются в дополнительном внимании и помощи: люди с ограниченными возможностями. Многие из них тоже не в состоянии ходить по инстанциям и чего-то добиваться.

- Да, у нас нет института уполномоченного по правам людей с ограниченными возможностями, но есть достаточно большое количество соответствующих общественных организаций. В том числе и в Мурманской области. Их руководители входят в разные координационные советы, в региональную общественную палату. И поверьте, людей, которые отстаивают интересы этой категории населения, достаточно много. В том числе и тех, кто доносит их проблемы и чаяния до власти и, в частности, до регионального правительства.

- То есть эта работа не требует вашего участия?

- Нет, я, безусловно, буду в ней участвовать. Я как раз принял приглашение войти в состав совета по делам инвалидов при губернаторе Мурманской области и однозначно буду помогать.

- А с военнослужащими вы какую-то работу ведете?

- Ко мне они обращаются нечасто. Но не потому, что я не могу рассматривать их вопросы и помогать. Они живут по уставу и, соответственно, свои проблемы решают прежде всего согласно этому документу. То есть, если возникает вопрос, имеют право задать его вышестоящему командованию и так вплоть до министра обороны. Но обращения от членов их семей - да, их довольно много. И повторю: военнослужащие, как и все жители Мурманской области, при необходимости могут обращаться к уполномоченному по правам человека.

Свои права молодежь знает лучше

- На каком уровне, по вашему мнению, находится сейчас правовая грамотность населения?

- Я бы не стал всех причесывать под одну гребенку. Могу только констатировать, что молодые люди сейчас, безусловно, более грамотны в этом плане, чем старшее поколение. Они знают законы, знают свои права и более настроены их отстаивать. Кроме того, основы правовой грамотности изучают и в школе.

Хочу сказать, что при уполномоченном по правам человека создана большая группа молодых волонтеров - продвинутых ребят из МАГУ. Недавно прошли презентации нашего проекта «Конституция и молодежь». И мы видели реально заинтересованных молодых людей, которые понимали, что Конституция - это не какой-то сухой документ, а закон, который работает. Собственно, и сам проект «Конституция и молодежь» создан для того, чтобы в доступной, неказенной форме рассказать о положениях Конституции, показать, что они рабочие, что их необходимо знать и понимать.

- А какова задача этих волонтеров в будущем?

- Правовое просвещение в первую очередь ровесников - студентов, старших школьников. Ребята ходят по учебным заведениям с лекциями, презентациями, квестами и в доступной форме доводят до них положения главного закона страны. В дальнейшем мы постараемся посетить с проектом все муниципальные образования в регионе.

- В плане просвещения работаете только с молодежью?

- По существующему законодательству молодежь - это люди в возрасте до 30-35 лет. Но мы работаем над тем, чтобы получить возможность сопровождать и просвещать представителей других возрастов. Недавно мы презентовали проект «Конституция и молодежь» в одной из ветеранских организаций, где также рассказали о функциях и работе уполномоченного.

Друг другу - партнеры

- В требованиях к кандидатуре регионального омбудсмена сказано, что на этот пост назначается лицо, «имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты». У вас послужной список несколько иной.

- Бытует мнение, что уполномоченный по правам человек должен обязательно иметь юридическое образование. И юридическое сопровождение у нас в аппарате есть. Но я бы сказал, что прежде всего уполномоченный должен уметь решать вопросы в правовом поле, разумеется. Он должен обладать знаниями в самых разных сферах, владеть информацией о работе муниципальной и региональной власти. В общем, понимать, к чьей компетенции относится тот или иной вопрос и к кому конкретно можно обратиться для его решения.

- Хотя вы в должности около двух месяцев, опыт своего предшественника уже в любом случае проанализировали. Какие белые пятна в плане прав и свобод существуют в Мурманской области?

- Я бы не назвал их прямо белыми пятнами - скорее, это болевые точки. Но на такой вопрос вы, наверно, сможете ответить не хуже меня. Потому что когда человек не способен решить проблему самостоятельно, он зачастую пытается предать ее огласке через СМИ.

- О да! К нам обычно идут и звонят по поводу ЖКХ, медицины, пенсий…

- Ну вот видите. С этим же обращаются и ко мне. А вот по линии образования вопросов стало меньше. Но их тоже было много, когда у МГТУ отозвали лицензии на некоторые специальности. Хотя это было не столько нарушение прав, сколько неудобство для людей, поскольку речь шла о переводе в другие вузы. А не каждый человек имеет возможность обучаться в другом регионе, где сразу как минимум возникает вопрос возможности получить место в общежитии.

- И чем тут мог помочь омбудсмен?

- Должности уполномоченного введены и в других регионах. Между нами достаточно плотный контакт. Постоянно находимся на связи с уполномоченными Северо-Западного федерального округа. Тогда благодаря такому сотрудничеству удалось успешно решить все вопросы.

- Институт различных уполномоченных потихоньку растет. Есть уполномоченный по правам ребенка, есть по правам предпринимателей, скоро появится финансовый омбудсмен… Вы все как-то друг с другом соотноситесь? Существует ли какая-то иерархия?

- Как таковой иерархии нет. Мы находимся примерно в равных позициях. Тем более что многие вопросы находятся на стыке интересов. Их мы решаем сообща. К примеру, если речь идет о какой-то проблеме семьи, где есть дети, занимаемся ситуацией вместе с уполномоченным по правам ребенка в Мурманской области Борисом Коганом. Как я уже упоминал, вместе с уполномоченным по защите прав предпринимателей занимаемся вопросами занятости в местах лишения свободы.

- Но смотрите, что получается: новые уполномоченные по защите прав граждан по каким-то направлениям появляются, но болевые точки для большинства, как мы уже определили, находятся где-то в других сферах - ЖКХ, медицины, пенсионного обеспечения. Здесь не планируется ввести своих уполномоченных?

- Я думаю, здесь есть достаточно много структур и муниципальной, и региональной, и федеральной власти, к которым можно обратиться. Уполномоченный не должен подменять собой их работу.

- Как раз и напрашивается вопрос. Вам не кажется, что появление в стране такого большого института уполномоченных и говорит о недостатке работы этих структур?

- Я бы не был столь категоричен. Да, совершенной власти не существует хотя бы потому, что человеческий фактор еще никто не отменял. И мы действительно подключаемся к решению вопросов, находящихся в чьем-то конкретном ведении. Но это если речь идет о понятной узкой проблеме. А если это ситуация, находящаяся на стыке полномочий разных ведомств? К примеру, интересы только что родившегося ребенка, который напрямую вроде как еще не попадает в сферу влияния различных министерств и ведомств. Или, допустим, беженцы, которые вообще не являются гражданами страны? Это, конечно, крайние ситуации, но они как раз и показывают, что роль правозащитного института в большой степени координирующая.

У нас ведь не существует министерств по правам человека или по правам ребенка. Но по большому счету можно сказать, что теперь сопровождением тех, кому не исполнилось 18 лет, в Мурманской области занимается Борис Семенович Коган, а кому уже исполнилось - я.

- Насколько высоки те сферы, до которых вы можете доносить проблемы жителей Мурманской области? К примеру, вам доступны трибуны Федерального Собрания или кабинеты правительства РФ?

- Через уполномоченного по защите прав человека в РФ Татьяну Москалькову - конечно. Я транслирую проблему ей, она выносит ее на необходимый уровень. И надо отдать должное, Татьяна Николаевна работает очень много и активно. Она ездит по стране, и те вопросы, которые ей задают, передает и в Совет Федерации, и в Госдуму, она часто встречается и с президентом России. Имеет полномочия и возможности транслировать проблему на самый высокий уровень.

- То есть я правильно понимаю, что вы подотчетны только уполномоченному по защите прав человека в РФ?

- Нет, с нею у нас тоже, скорее, партнерские отношения. Я подотчетен только жителям Мурманской области.

- Как мы определили, объем работы у омбудсмена фактически безграничный. А ваш аппарат позволяет справляться с ним?

- Да, объем действительно большой. Но мой аппарат на сегодняшний день, к сожалению, очень невелик. Это всего три человека: помощник уполномоченного, юрист и бухгалтер. Штат аппарата определяет Мурманская областная дума, исходя из возможностей. Но число обращающихся с каждым годом растет, и, конечно, вопрос необходимости расширения аппарата довольно актуален.

Не потерял ни одного человека

- Пожалуй, последний вопрос, но не задать его не могу. Учитывая ваш послужной список, неизбежно с вашим избранием поползли слухи о вашей аффилированности с властью. Ведь вы работали и в мэрии, и в областном правительстве, и не на последних должностях. Уполномоченный же по правам человека по определению - лицо независимое. Чем вы можете гарантировать, что будете подходить к ситуациям людей, как говорится, с холодным носом?

- Напомню, что я начал свой трудовой путь со службы на Северном флоте. И когда пришел на работу в городскую администрацию, мне задали вопрос: вот ты капитан первого ранга, прослужил больше 25 лет, но что ты лично сделал для государства? Знаете, я сразу не смог тогда ответить, ночь не спал, думал. И нашел ответ все-таки! Думаю, мой личный вклад в том, что через мои руки прошло более трех тысяч срочников. И все они, кого, как говорится, от мамы забрали, все пришли домой живыми и здоровыми. Я не потерял ни одного человека. Поверьте, это дорогого стоит.

- Это аргумент. Особенно если уточнить, о каком периоде наших Вооруженных сил идет речь.

- Сначала это был еще Советский Союз, а потом - 90-е годы, самое тяжелое время.

А что касается аффилированности с властью... В мэрии я занимался в основном общественными организациями и молодежью. Достаточно много усилий приложил к созданию общественного совета, который сейчас действует в администрации Мурманска. Когда уже был в должности заместителя руководителя аппарата регионального правительства, занимался в первую очередь организацией массовых мероприятий. Потом в должности заместителя министра по внутренней политике и массовым коммуникациям вновь продолжил работу с общественными организациями, решал проблемы молодежи и старшего поколения. Опять-таки участвовал в формировании Мурманской областной общественной палаты. То есть в основном работал с общественниками, а это люди совершенно не аффилированные. Сейчас я в какой-то степени продолжаю эту работу. Да и сама должность не даст ни в коей степени быть аффилированным с кем-то. Но все равно надо понимать, что многие вопросы, если вообще не все, необходимо решать именно с властью - и с муниципальной, и с региональной. И только совместная работа может дать положительный результат. Без этого победы не будет.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц