Стартапу рано защищать свою интеллектуальную собственность и углубляться в юридические дебри? В первую очередь нужно запустить продукт, а потом уже пытаться разобраться в нюансах правового поля?
На свете немало компаний, которым подобные размышления стоили дорого.
Я хочу рассказать четыре истории, для героев которых незнание законов могло оказаться фатальным.
История 1. «Зачем защищать интеллектуальную собственность в мире прекрасных честных людей?»
Студенты МГУ решили запустить свой стартап — серию видеоуроков о том, как поступить в университет и не вылететь из него. Записали видео, назвали проект «Собаку съел» и выложили в сеть.
Проект стал популярным и даже начал приносить прибыль. Будущие студенты с интересом смотрели курсы, пока… не появился мошенник, который открыл сайт с похожим доменным именем, разместив на нем контент ребят.
Что делать, чтобы этого не случилось?
Если вы не хотите, чтобы ваш контент перешел в руки мошенников, и они наживались на ваших любовно созданных курсах, защищать его стоит еще до начала продаж:
- зарегистрировать юридическое лицо с названием, аналогичным вашему проекту. В нашем случае — это ООО «Собаку съел». Кстати говоря, при регистрации в ЕГРЮЛ можно указать фирменное наименование и на иностранном языке.
После регистрации юридического лица у вас возникает право на фирменное наименование. Если бы ребята из нашей истории поступили так, никто другой не мог бы использовать бренд «Собаку съел» для продвижения таких же услуг. Имея на руках документы, вы можете потребовать от мошенника прекратить использовать ваше фирменное наименование в доменном имени и настаивать на возмещении убытков. - для более зрелого продукта, а также охраны изобразительных элементов, подойдет регистрация товарного знака. Имея свидетельство о регистрации товарного знака, вы сможете потребовать от нарушителя удаления товарного знака, возмещения убытков или выплаты компенсации (до 5 млн рублей, конкретный размер определяется судом исходя из характера нарушения).
- фиксировать свои права на контент. Для этого с экспертами, создающими контент, нужно подписывать договор авторского заказа или трудовой договор (если эксперт — ваш сотрудник и работает у вас постоянно). Имея документы, подтверждающие права на контент, вы можете обратиться к регистратору доменного имени и попросить заблокировать доступ к сайту мошенника.
Подробнее о том, как защитить интеллектуальную собственность, читайте в чеклисте.
История вторая. «О том, к чему может привести спешка при запуске проекта»
Кирилл запускает стартап и, как это часто бывает, все делает в крайней спешке. В частности, второпях регистрирует доменное имя. Проект начинает работать, и тут Кирилл получает претензию от фирмы, которая является правообладателем товарного знака, совпадающего с доменным именем Кирилла. Теперь за невнимательность Кириллу придется либо переезжать на другой домен (до свидания, маркетинговый бюджет, потраченный на продвижение ранее выбранного имени сайта), либо платить компенсацию за нарушение исключительных прав на товарный знак.
Что делать, чтобы этого не случилось?
- до выбора доменного имени убедиться, что на рынке не зарегистрирован товарный знак, который совпадает или сходен до степени смешения с выбранным вами доменным именем. Проверка выбранного домена займет минут 30. Кстати говоря, ее даже можно провести самостоятельно.
- если бизнес пошел в гору, можно регистрировать наименование домена как фирменное наименование или как товарный знак (подробно поговорили об этом выше).
Важная деталь: чтобы защищать права на домен, его нужно регистрировать на свое имя: юридическое лицо, ИП или фаундера. В противном случае (например, если регистрацией домена занимался покинувший ваш корабль фрилансер) защитить права на домен будет сложнее.
О чем позаботиться еще: чтобы избежать нападок доменных террористов (сразу успокою, эта болезнь может поразить только успешные проекты), лучше заранее выкупить доменные имена, сходные с адресом вашего основного сайта.
Подробный чеклист, чтобы вы не забыли самое важное:
История третья. «Друг познается… в работе?»
Мария решает запустить свой образовательный курс и приглашает в проект свою подругу Надежду. Надя составляет программу, делает вебинары, а Маша занимается “упаковкой” и продвижением продукта. Все идет хорошо, пока через некоторое время подруги не ссорятся. Надя уходит из проекта, а заодно запрещает Марии использовать вебинары и другие материалы, так как все это — интеллектуальная собственность Нади.
Что делать, чтобы этого не случилось?
- заключайте договор авторского заказа с экспертом и обязательно прописывайте, какие результаты интеллектуальной деятельности создает эксперт, работая на вас.
- в трудовых договорах с работниками, создающими результаты интеллектуальной деятельности, обращайте внимание на формулировку трудовой функции: все, что создает работник в рамках своей трудовой функции в рабочее время, является служебным произведением. Права на такое произведение принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором.
- в договоре должно быть определен объем передаваемых прав.
Объем прав может быть полным (вы можете использовать контент любыми способами в течение любого времени; только не забывайте указывать автора) или ограниченным (в этом случае вы можете использовать контент только теми способами, которые определены в договоре; в терминах законодательства это называется лицензионным соглашением).
Еще подробнее о нюансах взаимодействий с экспертами в чеклисте.
История четвертая. «Интернет большой. Возьмешь чужое — никто и не заметит?»
Готовясь к вебинару, Сергей включил в презентацию несколько страниц найденных на просторах интернета интересной диссертации. Вебинар прошел хорошо, собрал большую аудиторию. На огонек заглянул и автор диссертации, который с удивлением обнаружил на чужих слайдах знакомый текст… Такой подход к чужой работе стоил Сергею нескольких тысяч штрафа, и это можно считать удачным исходом, поскольку компенсация за неправомерное использование чужой интеллектуальной собственности может доходить до 5 млн руб.
Что делать, чтобы этого не случилось?
- если вы работаете с чужой интеллектуальной собственностью (статьями, диссертациями, вебинарами, книгами), не используйте полный текст. Часто достаточно процитировать важный фрагмент, обязательно указав автора и источник заимствования;
- если же вы хотите использовать чужую интеллектуальную собственность целиком, попробуйте договориться с автором и заключить лицензионное соглашение, которое даст вам право использовать чужие труды.
Еще подробнее в чеклисте
Хотите получить удаленную профессию и зарабатывать в сфере онлайн-образования? Примерьте на себя топовую профессию с бесплатными тест-драйвами от EdMarket.
Методист онлайн-курсов
Продюсер онлайн-курсов
Технический администратор онлайн-школы
Куратор онлайн-обучения