Сегодня её записывают в консоли-аутсайдеры вроде Atari Jaguar. Спустя четверть века и впрямь сложно понять, зачем кто-то покупал дорогущий аппарат с парой-тройкой достойных эксклюзивов. Но в 1993 году так выглядела сделка века, а от 3DO сносило крышу. По случаю 25-летия приставки вспоминаем, как бодро она ворвалась на рынок развлечений и как понуро ушла в закат.
Рабочая схема
Можно ли выпустить два миллиона электронных устройств, не вкладывая в производство ни цента? Спросите у разработчика компьютеров Amiga Дэвида Нидла и вице-президента компании Epyx Роберта Микала. В 1989-м оба встретились в ресторане, чтобы обсудить геймерскую консоль, возможности которой превосходили бы PC. Сегодня подобное кажется анекдотом, а тогда было вполне реальным проектом. Инженеры решили обскакать конкурентов за счёт 32-битной системы, многозадачности и набирающих популярность CD-приводов. Тут же набросали схему на обычной салфетке.
Но вот беда: хотя план и был хорош на бумаге, лишних денег на производство у коллег явно не водилось.
Что делать? Брать кредит в банке? Обращаться к акулам рынка? «Не обязательно», — ответил Дэвиду и Роберту основатель Electronic Arts Трип Хокинз. Достаточно лицензировать спецификации, чтобы собирать аппараты на разных заводах, но под одним брендом. Конечно, такой подход создавал определённые проблемы. Ведь Nintendo и SEGA — консольные лидеры той эпохи — намеренно удешевляли железо, вплоть до убыточности, а наваривались на картриджах. Но можно было пойти и по иному пути: снизить тариф для издателей игр до минимума, компенсировав таким образом высокую цену платформы.
Зато сколько преимуществ получал геймер! Во-первых, самую мощную приставку на рынке. А во-вторых, развлечения на все лады, от приторно-детских до сугубо взрослых. Платформодержатель без репутации, мизерная такса для паблишеров — вот вам и рецепт успеха! Трипа так увлекла мечта, что для её воплощения он в 1991 году основал компанию 3DO. Вообще, при нём EA была легка на подъём и немало отличалась от нынешней «корпорации зла» с конвейерными сериями и лутбоксами. Поэтому за свежую идею бизнесмен взялся с энтузиазмом, а заодно пополнил команду парой классных технарей, ведь всё началось с их подачи.
«Мы с ними родственные души, нас всегда заботили одни и те же вещи. Оказалось, что они уже приступили к разработке системы следующего поколения и приняли очень важные решения, которые могли бы прийти на ум мне самому. Поэтому мы объединили силы, начали вместе с нуля», — Трип Хокинз, основатель EA и 3DO.
Название фирмы отражало амбиции её директора: раз уж существуют слова «аудио»и «видео», почему бы не появится термину «тридио»? Позже остряки расшифровывали аббревиатуру как 3 dollars only («только 3 доллара») — столько брали с издателей за каждую копию диска, выпущенного для консоли. Дёшево? Безусловно. Но сделало ли это доступной саму приставку? Как бы не так.
Пускай схема и выглядела здорово, практическая реализация влетела производителям в копеечку.
32-битный ARM60 с частотой 12,5 МГц, ещё два процессора для обработки изображений да математический сопроцессор в придачу, 2 мегабайта ОЗУ и даже по 1 МБ на видеопамять и ПЗУ — по тем временам прямо чудо. Не говоря уже о возможности подключать наушники к геймпадам, слушать четырёхканальную музыку или смотреть кино в формате Video CD.
В 1992-м, после регистрации софтверных лицензий, Хокинз разослал предложения более чем 80 производителям электроники, включая лидеров рынка — Sony и Panasonic. Последние оказались сговорчивы и подписали контракт на выпуск Interactive Multiplayer, как назвали систему. Хотя вендор добавил свою маркировку — модель FZ-1 R.E.A.L., — геймерам было проще запомнить заветное 3DO. Да и цена из трёх цифр тоже бросалась в глаза: на старте продаж в октябре 1993 года за коробку просили аж 699 долларов. И это в США. А в России того времени вы вряд ли нашли бы ценник ниже тысячи. Где бы ни продавали устройство, оно всюду обретало славу «приставки для богатых». Масла в огонь подливала реклама: если не 3DO, то кто? Всё-таки самая продвинутая система во вселенной.
Но уже через шесть месяцев Panasonic опустила стоимость до $499, а позже к серийному выпуску подключились другие фирмы — Goldstar (ныне LG) с ценником $399 и Sanyo. Право производить системы Interactive Multiplayer также приобрели Samsung и Toshiba, а в январе 94-го на выставке Consumer Electronics Show появился прототип с лого AT & T. Казалось, дело набирало обороты, подход Трипа Хокинза находил всё больше откликов, но в 1994 году вышла новинка, которая поставила в этой истории точку. Речь о Sony PlayStation. И чем же подкупил публику новый конкурент? Правильно, играми.
Мыльное кинцо
Хокинз и компания полагались на графику. Дескать, дадим кодерам спецификации, а они сбацают что-нибудь крышесносящее. Места-то на дисках хватает для ого-го каких красот! Увы, план не сработал. Сегодня это прозвучит странно, но в 93-м разработчики ещё не знали, с какой стороны подойти к CD.
Возникла патовая ситуация: консоли с поддержкой формата вышли, но заполнить пропасть в 700 МБ было попросту нечем.
Ведь все популярные развлечения той эпохи имели гораздо меньший объём — к примеру, шутер DOOM занимал всего 40 мегабайт. А его считали технологическим прорывом! Куда уж круче?
Единственным видом медиа, требовательным к свободному месту на носителе, оказались фильмы. Вот почему на геймеров обрушилась лавина игр с обилием видеовставок, или, как гласила реклама, FMV (Full Motion Video). Snow Job, Daedalus Encounter, Crime Patrol, Drug Wars, скандально известная Night Trap, из-за которой чиновники придумали возрастные рейтинги, — кинцо, виденное обладателями 3DO, можно перечислять бесконечно. Попадались и оригинальные решения вроде видеофайтинга от первого лица Supreme Warrior, и настоящие блокбастеры уровня Wing Commander III, где сыграл Марк Хэмилл. К тому же консоль стала практически идеальной платформой для совсем откровенных забав. Геймплей там, правда, не всегда водился, зато удовольствие гарантировали девицы на обложке!
Диски дисками, но жизнь приставки с самого старта омрачала и другая проблема — её техническая навороченность. Из-за чего на момент релиза системы к ней прилагалась всего одна забава — Crash 'n Burn за авторством тогда ещё малоизвестного коллектива Crystal Dynamics. И всё. Остальную линейку «первого дня», включая Return Fire, Road Rash, FIFA International Soccer и Jurassic Park Interactive, пришлось отложить до лучших времён.
«Честно говоря, у разработчиков возникли проблемы с новой аппаратной частью. Многие были уверены, что сделают игры к 1993-му, а опоздали на год. Можете считать это смертельным ударом», —
Трип Хокинз, основатель EA и 3DO.
И действительно. Через год Sony представила PlayStation, а SEGA — не самую успешную, но всё же обогнавшую 3DO систему Saturn. Позже к гонке подключилась Nintendo с новенькой N64. Несмотря на столь мощных конкурентов, Хокинз в 94-м всё же боролся за место под солнцем. Он упирал на свободную политику компании и 20 супертайтлов, что выйдут вот-вот — подождите, мол, ради бога. Журнал Computer Gaming World вторил бизнесмену: «3DO готова к любым испытаниям в ближайшие 12 месяцев». Но что толку от обещаний? Мультиплеер людям тоже сулили, а он ограничился подключением одного геймпада к другому — никаких вам матчей по сети.
Это не значит, что на 3DO Interactive Multiplayer не было ничего выдающегося.
С консоли начали восхождение к славе гоночные сериалы Need for Speed и Road Rash. На неё портировали DOOM, Wolfenstein 3D, Syndicate, Myst, Alone in the Dark, Super Street Fighter II и другие хиты 90-х. Российские геймеры наверняка вспомнят тот же космосим Wing Commander III, Star Control II, Gex, приключения Капитана Квазара… Нет, «тридэошку» не назовёшь пустышкой. Тем более в 1993-м она открыла для нас пятое поколение — раритетов вроде Atari Jaguar или Amiga CD32 на постсоветском пространстве никто в глаза не видел. Но до сих пор 3DO используют как пример неудачного запуска при интересной концепции и пафосной рекламе.
Крах и забвение
Платформу поддерживали всего три года, с 93-го по 96-й. Даже столь короткого периода могло бы хватить, окажись у Хокинза под рукой серия убойных эксклюзивов. Но из-за чересчур вольной политики компании приставка будто не имела лица. Не было ярких маскотов, чётко обозначенной аудитории, единого производителя железа. Плыть против течения можно, но недолго. Это понимал и сам продавец спецификаций:
«На мой взгляд, компании типа Nintendo слишком пекутся о контроле над собственными империями. 3DO предложила более либеральный подход, поскольку я убеждён, что людям нравится свобода. И я не удивлён тому, как развивается игровая индустрия с тех пор», —
Трип Хокинз, основатель EA и 3DO.
Он же забил последний гвоздь, анонсировав в 1995-м приставку-преемницу под кодовым названием M2. Это при нераскрытом потенциале первой! Деловые партнёры расслышали в заявлении Трипа звук сматывания удочек. Например, руководство Goldstar в декабре опустило стоимость устройств до $300 и принялось строить планы на прибыли от игр — по примеру лидеров рынка. Но предшественница LG лишь потеряла по сотне баксов с каждого экземпляра, поскольку схему нельзя было повернуть в обратном порядке.
Как нельзя вернуть времена, когда трава была зелёной, а с экрана улыбался молодой Люк Скайуокер. И единственное, что сегодня может украсить 3DO Interactive Multiplayer, — добрая память о ней.