История циклична. Сейчас мы можем примерно представить, как начинались события 1861 года в США, когда 11 конфедеративных штатов решили действием доказать свое рабовладенческое право.
Рабства в США нет, по крайней мере, официально. Американское общество за 150 лет обрело признаки цивилизованности и даже заработало хронический эгоцентризм. Но мы видим, что, несмотря на давность событий гражданской войны и сотен написанных книг по этой теме, складывается впечатление, что американцы просто отложили проблему в дальний ящик и закрыли его в темном шкафу подвала рыбного магазина в Шарлоттсвилле. И вот ящик Пандоры вновь открыт, а американцы снова начали доказывать друг другу, чьи же убеждения более верны – ультраправые или ультралевые.
С Шарлоттсвилля, скорее всего, и начнется история новой гражданской войны. До открытых военизированных столкновений дело вряд ли дойдет, однако сейчас американское общество вооружено более страшным оружием – свободой слова и действий. И жертвы уже есть: молодая девушка погибла под колесами машины ультраправого активиста, и еще несколько человек получили ранения. Президент США Дональд Трамп ограничился общей фразой по поводу произошедшей в Шарлоттсвилле трагедии, не поддержав действие ультраправых, но и не осудив их, что повлекло негодование у американцев. Они поняли, что правительство само не знает, что делать с активизировавшимися народными течениями, поэтому американцы сами должны определиться, на чей они стороне.
Волна протестов только набирает обороты. Вчера был марш в Бостоне против расизма, сегодня похожая акция прошла в Далласе, собравшая более 2 тысяч человек. Дональд Трамп в Twitter выразил свое мнение на этот счет:
«Наша великая страна десятилетиями остается разделенной. Иногда нужен протест, чтобы излечиться, и мы излечимся, и будем сильнее, чем когда-либо прежде. Я хочу восхищаться многочисленными протестующими в Бостоне, которые высказываются против нетерпимости и ненависти. Наша страна скоро сплотится»
Звучат такие слова красиво. Большинство американцев, скорее всего, дают отрицательную оценку расизму и другим подобным вещам, однако что же делать с другой половиной общества, которые так же имеют многочисленных сторонников и придерживаются радикально другого мнения. Что характерно, их становится все больше. Как Трамп собирается сплотить общество, если зерно разногласия внутри этого общество уже проросло? Тем более, если брать опыт Гражданской войны, армия конфедератов была в два раза меньше союзных войск, но это не помешало им начать многолетнюю войну со своими же соотечественниками.
Хочется все-таки верить, что гражданская война в США все-таки останется в рамках фантазии, но тенденция, прямо сказать, настораживает. Контроль за ситуацией давно потерян, и правительству США сейчас остается просто плыть по течению общественных волнений и ждать удобного случая, а зачастую это бывает какой-нибудь трагический случай, чтобы вновь показать свою власть.