После того, как я решил рассказать немного о себе, многие люди начали стучаться ко мне в «личку» с просьбой рассказать о том, как лучше открыть свой сервис, что для этого нужно и на что стоит обратить внимание.
Я хочу поделиться с вами своим опытом, это, конечно, не инструкция к успеху, а моя личная история, которая, надеюсь, многим поможет, а кого-то и отпугнет от идеи заниматься этим нелегким делом. Это была долгая дорога, которая в конечном итоге привела к тому, что на прошлой неделе мой кузовной цех отпраздновал 5-летний юбилей.
Свой рассказ я начну с причины, которая меня сподвигла на этот рискованный шаг, — это необходимость. Слесарка на тот момент переживала лучшие времена, но полного перечня услуг мы предоставить просто не могли и часто теряли клиентов, которые из-за отсутствия кузовного ремонта уходили в другие сервисы. Идея открыть автосервис исключительно по направлению «жестянки», родилась сама собой в 2010 году и заставила меня искать помещение для этого проекта.
Найти помещение? Открой доску объявлений и найди? Все просто на словах. Сколько я колесил по Москве и сколько я пересмотрел помещений — одному Богу известно… К сожалению, закончилось всё это печально. Нашел я помещение в идеальном месте недалеко от метро проспект Вернадского. Площадь его составляла около 600 квадратов и уже имелась организованная мойка. Однако хозяин этого помещения оказался не совсем порядочным человеком, взял задаток, продал помещение и слил фирму, оформив её на бомжа в Оренбургской области. Далее последовал суд, который отнесся к ситуации с пониманием и обязал ответчика выплатить мне потерянные 700 000р. Как вы догадываетесь, деньги я так и не получил, а владелец помещения официально объявил себя банкротом.
Такой неудачный опыт меня не остановил. Я продолжал искать другое помещение даже во время судебных заседаний и нашел его между метро Университет и Проспект Вернадского. В этой находке был небольшой подвох — это отопление, которое не было подключено к зданию и, к сожалению, не подключено до сих пор (несмотря на все клятвенные обещания владельца). Как следствие, пришлось устанавливать дизельное отопление, которое съедает достаточно большую часть доходов в зимнее время.
Еще одна моя ошибка — это большая площадь (почти 950 квадратных метров), как следствие, приличная стоимость аренды, коммуналки и её обслуживания. Это одна из главных проблем, которая значительно отсрочила момент окупаемости. Чтобы выйти в плюс, понадобилось порядка двух лет, а кризисы еще больше усугубляли этот процесс. Однако в большой площади есть и большой плюс — это возможность развиваться, а также расширять количество услуг. Например, через пять лет была открыта мойка, а в процессе работы было добавлено еще три полноценных поста для слесарных работ.
Что это я всё о грустном да о грустном? В процессе подготовки к открытию многое пришлось изучить. Не только составить бизнес-план, но и суммировать всевозможные ежемесячные расходы, составить список оборудования и инструментов, организовать штат сотрудников, ремонт помещения, начиная с пола до строительства стен. Стоимость всего этого удовольствия «вылилась» в сумму около 10 000 000р., и это не считая дальнейшие расходы на развитие автосервиса, а также вложения для формирования склада.
Первого марта 2012 года мой автосервис был торжественно открыт! Первое время приходилось заниматься всем: снабжение запчастями, доставка соляры, работа с документацией и бухгалтерией, прием клиентов… и что уж там скрывать… уборка помещений. Именно с этого времени я начал просыпаться всё раньше и раньше, чтобы к открытию сервиса всё было готово к полноценной его работе. Одновременно я стал автобусником, т.к. в семье на тот момент уже было трое детей, да и для перевозки кузовных запчастей обычной легковушки было недостаточно.
Немного о важном. Подбор персонала, особенно управляющих (мастеров-приемщиков), оказался очень сложным процессом. Я склонен доверять людями настолько, что порой эти люди доводят сервис до грани отсутствия окупаемости. Кражи, халатная работа, отсутствие понимания того, откуда берутся клиенты и как с ними нужно общаться. Вот с этими всеми факторами приходилось работать первые три года. Эта работа гораздо тяжелее, нежели взять швабру и помыть полы, притащить двести литров соляры в один заход или завезти запчастей на триста тысяч рублей. Благо на сегодняшний момент коллектив практически сложился и все мелкие проблемы не требуют такого большого внимания.
Время идет, эти пять лет пролетели незаметно, кажется, что вся эта суета была только вчера. Сказать, что все ожидания оправдались — это обмануть самого себя. Если всё будет получаться сразу и легко, будет неинтересно жить. Так что впереди еще много всего интересного и познавательного.
Всем добра и удачи во всех начинаниях!