Вымпел Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», которым был награжден морской тральщик «Разведчик», возвращается в Россию.
Хождение по минам
Иногда судьба настолько прихотливо крутит людьми и кораблями, что куда там голливудским блокбастерам! Взять, например, историю морского тральщика (МТЩ) проекта 266-М (шифр «Аквамарин») «Разведчик»…
Все началось с того, что небольшой «Разведчик» (полное водоизмещение — 790 тонн) в 1975 году был заложен на стапелях Средне-Невского судостроительного завода. Уже через год тральщик спустили на воду, а 10 июля 1977-го «Разведчик» зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.
За последующие 11 лет «Разведчик» неоднократно участвовал в боевых тралениях в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях, а также в Суэцком канале. Периодически «хождение по минам» перемежалось несением боевой службы в Атлантическом и Индийском океанах.
Позже, с зимы по конец лета 1990 года, «Разведчик» не только осуществлял траление опасных районов Красного моря, но и отконвоировал 52 гражданских судна.
Источником опасности для последних являлись сепаратисты из Национального фронта освобождения Эритреи, воевавшие с просоветским режимом Менгисту Хайле Мариама, а потому не упускавшие случая влупить по следующим мимо их берегов советским судам из РСЗО. В результате черноморскому МТЩ пришлось 11 судов конвоировать под обстрелом, прикрывая их корпусом и дымзавесой.
В общем, спокойной службу «Разведчика», которым командовал капитана 3 ранга Виктор Носенко, назвать было никак нельзя. У экипажа тральщика появилась традиция в начале и конце очередной проводки запускать по «верхней» трансляции соответствующую песню Александра Розенбаума:
Впереди океан... Командир мой спокоен —
Безрассудство и риск у него не в чести.
Позади караван, я — корабль конвоя,
И обязан свой транспорт домой довести.
А мне тесно в строю, и мне хочется боя!..
И однажды Розенбаум, что называется, «накаркал».
Один против четырех
В предпоследний год существования Советского Союза МТЩ «Разведчик», входивший в состав ордена Ушакова I степени бригады тральщиков ЧФ, нес службу в составе 8-й оперативной эскадры кораблей ВМФ СССР (сокращенно — 8-я ОПЭСК).
14 мая 1990 года в 4:00, через час после того как взрывы реактивных снарядов РСЗО остались позади, на «Разведчике», конвоирующем дальневосточный танкер «Интернационал», засекли четыре скоростные надводные цели. Это были эритрейские боевые катера, выскочившие из-за острова Шума и бросившиеся в погоню за «Разведчиком» и «Интернационалом». Кап-три Носенко едва успел передать на танкер распоряжение отрываться от преследования и уходить полным ходом, как эритрейцы сократили расстояние до трехсот метров и открыли шквальный огонь.
Что будет с «Интернационалом», если хотя бы один снаряд попадет в его танки, представить было не трудно. Запрашивать какие-то инструкции у командования ОПЭСК или делать предупредительные выстрелы было некогда. Поэтому «Разведчик» изменил курс, вклиниваясь между «Интернационалом» и эритрейцами, а затем выпустил по катерам десяток снарядов из кормовой 30-мм спарки. Только после этого в эфир ушло лаконичное радиосообщение: «Подвергся нападению. Вступил в бой».
Бой был неравный. Пока, развив небывалые для него 14 узлов (при паспортных максимальных 9-ти!), «Интернационал» уходил к горизонту, разогнавшийся до 16 узлов («ограничители оборотов на валолиниях сняли к чертовой матери!») МТЩ молотил по нападающим 30-мм и 25-мм артустановками. С мостика «Разведчика» из 12,7-мм ДШК стреляли второй штурман лейтенант Дмитрий Самохвалов и гидроакустик старшина 2-й статьи Игорь Швец. С палубы «работали» автоматы группы огневого противодействия. В ответ с куда более быстроходных, чем МТЩ, эритрейских катеров, окруживших «Разведчик», били безоткатные 106-мм орудия и крупнокалиберные пулеметы.
На четвертой минуте боя с 8-й ОПЭСК поступила команда «В бой не вступать. Осмотреться!» Затем это ценное указание было дополнено требованием немедленно выслать… биографические данные на командира МТЩ и его заместителя по политчасти.
Пока командир тральщика зигзагом уводил свой корабль из-под эритрейских снарядов и размышлял, что ответить командованию ОПЭСК, Швеца ранило в ногу, а у Самохвалова намертво заклинило пулемет. Фальштруба, мачта и надстройка МТЩ буквально фонтанировали искрами от многочисленных попаданий. Швеца под обстрелом эвакуировали в штурманскую рубку, а Самохвалов переместился за ДШК своего товарища. Бой продолжался.
Вновь один против четырех
Под обстрелом грустное и смешное, как и в обычной жизни, тоже всегда рядом. Получив сообщение о ранении гидроакустика, на ОПЭСК удивились. Мол, откуда ранение, если тральщику было приказано в бой не вступать? После чего порекомендовали раненого Швеца поскорее принять в члены ВЛКСМ.
Чтобы как-то отвязаться, с «Разведчика» сообщили, что рекомендация выполнена. И тут в тральщик попал очередной эритрейский «гостинец». МТЩ так тряхнуло, что замполита контузило свалившимся ему на голову огромным чайником с чаем. Но офицер быстро пришел в себя и вернулся к исполнению служебных обязанностей.
Тем временем ослепленный выстрелами, взрывами и трассерами старшина 1-й статьи Александр Невзрачный наконец-то поймал в прицел самый нахальный катер. Короткая очередь 30-мм артавтомата угодила то ли в топливный бак, то ли в боезапас. Катер взорвался и мгновенно ушел под воду. Это произвело на остальных эритрейцев такое впечатление, что они предпочли ретироваться.
Позже командующий 8-й ОПЭСК контр-адмирал Валерий Сергеев прокомментировал это так: «Катера позорно скрылись за островами. Восхищены мужеством и доблестью черноморцев!» Затем на ОПЭСК вспомнили, что 14-го же мая, но 1829 года состоялся знаменитый бой брига «Меркурий» с двумя турецкими линейными кораблями, после чего пафоса в донесениях об инциденте с «Разведчиком» заметно прибавилось…
Героический бой советского тральщика продолжался всего 8 минут, за которые МТЩ расстрелял по противнику 4,5 тонны боезапаса из имевшихся в его погребах 6-ти. «Интернационал» был спасен, тральщик получил небольшие повреждения, но все члены его экипажа остались живы. Сепаратисты же потеряли один катер и на некоторое время присмирели…
После написания целых томов докладов и объяснительных об обстоятельствах боестолкновения, «Разведчик» вернулся домой, где получил заслуженные награды. 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а командир корабля Виктор Носенко отправился учиться в Военно-морскую академию, куда оказался зачислен приказом Главнокомандующего ВМФ без экзаменов.
В 1991 году командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло вручил новому командиру МТЩ капитан-лейтенанту Игорю Текунову Вымпел Министра обороны СССР: «Экипажу морского тральщика «Разведчик» за мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и в морских походах». Одновременно команда тральщика получила право нарисовать на крыле ходового мостика предмет жгучей зависти экипажей всех других кораблей КЧФ — белую звезду за потопленный катер противника.
На этом одиссея черноморского МТЩ, впрочем, не закончилась. Именно «Разведчику» досталась почетная обязанность нести дежурство на рейде Форосской дачи Михаила Горбачева в дни августовского путча ГКЧП.
Затем МТЩ отправили в Южную Атлантику, где 3 ноября 1991 года «Разведчик» поймал тревожный сигнал «Барракуда», означающий нападение на советские рыболовецкие суда. Марокканцы задержали архангельский сейнер «Ачинск» и мурманский траулер «Домодедово». В крайне непростых обстоятельствах, сумев избежать применения оружия и действуя лишь угрозой тарана и абордажа, «Разведчик» в буквальном смысле слова «отжал» сейнер и траулер у четырех (!) марокканских боевых кораблей.
К сожалению, СССР уже агонизировал, так что награда за новое славное деяние обошла МТЩ и его экипаж стороной.
Вопреки физике, во славу Украины
Затем «Разведчику» окончательно перестало везти.
Советский Союз развалился. Окончивший Военно-морскую академию и ставший капитаном 2 ранга бывший командир МТЩ Виктор Носенко решил перейти на службу в ВМСУ.
Летом 1997 года по договору о разделе Черноморского флота над «Разведчиком» был поднят украинский флаг. МТЩ поменял не только госпринадлежность, но и название. Из «Разведчика» тральщик стал «Черкассами» и получил бортовой номер U-311, будивший у ветеранов мрачные воспоминания об одноименной нацистской подводной лодке.
Худо-бедно «Черкассы» служил Украине до начала крымских событий 2014 года, пока вместе с другими вымпелами ВМСУ не оказался заперт на озере Донузлав. Блокирование украинских кораблей КЧФ реализовал максимально просто, затопив в ночь с 5 на 6 марта 2014-го на выходе из бухты находившийся с 1991 года сначала в ремонте, а затем в отстое большой противолодочный корабль «Очаков».
Пока другие украинские корабли один за другим поднимали Андреевские флаги, МТЩ несколько раз пытался вырваться из «заточения». Но все эти попытки окончились неудачей. К громадному разочарованию командовавшего тральщиком капитана 3 ранга Юрия Федаша, хорового исполнения песни «Варяг» оказалось недостаточно, чтобы попрать законы физики и 790-тонным тральщиком сдвинуть сидящий на грунте 8530-тонный БПК.
Тем не менее, упрямство Федаша сделало свое дело, и «Черкассы» стал 25 марта 2014 года последним кораблем ВМСУ, поднявшим в Крыму Андреевский флаг. После перехода МТЩ под контроль России, команда тральщика с личными вещами, частью корабельного имущества и легендами, как они до последнего пели «Варяга», отправилась на материковую Украину.
Там Федаш отметился четырьмя событиями. Во-первых, за свою борьбу с физикой, закончившуюся победой последней, он был награжден орденом Даниила Галицкого. Во-вторых, за то же самое стал почетным гражданином города Черкассы и поселка городского типа Великие Бирки. В-третьих, отметился участием в съемках украинской эпической киноленты о «беспримерной трехнедельной борьбе экипажа тральщика «Черкассы» с российскими оккупантами». В-четвертых…
В-четвертых, последний командир МТЩ «Черкассы» избавился от того, что после схода с корабля, надо полагать, ему буквально жгло руки. Речь идет о том самом Вымпеле Министра обороны СССР, которым «Разведчик» был награжден за мужество и воинскую доблесть, проявленные в бою 14 мая 1990 года.
Достаточно лишь вспомнить
Недавно заместитель главного редактора военно-исторического журнала «Старый Цейхгауз» Алексей Степанов и член редакционного совета того же журнала Роман Сливин с большим удивлением обнаружили тот самый Вымпел «Разведчика» в качестве лота одного из украинских интернет-аукционов. По словам продавца, Вымпел был им получен от последнего командира тральщика… Так или иначе, Степанов и Сливин немедленно выкупили реликвию, чтобы вернуть ее в Россию.
Следует сказать, что это не первый подобный случай. Еще в 2007 году Степанов и Сливин выкупили у «черных копателей» остатки боевого знамени 190-го стрелкового полка. После надлежащей реставрации первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов передал фрагменты вернувшегося из небытия боевого знамени в знаменный фонд Центрального музея Вооруженных Сил.
Что ж, «Разведчик» в 2014 году вернулся на Родину. Теперь туда же стараниями неравнодушных людей вернулся и его Вымпел. Остается лишь поблагодарить тех, благодаря кому все это произошло.
Ну и да… Не лишним было бы, наверное, снять российскую киноленту, правдиво повествующую о реальной героической истории МТЩ «Разведчик», а не «героических» метаниях тральщика «Черкассы» по Донузлаву. В отличие от украинцев, нам ничего выдумывать не надо. Достаточно лишь вспомнить.
Автор: Андрей Союстов
Также прочитать данную статью вы можете по ссылке.