В условиях современных геополитических реалий, на фоне внутриэкономического кризиса и политических реформ все большее значение приобретает изучение внутренних региональных социально-политических и экономических конфликтов.
«ФедералПресс» при поддержке Института стратегических коммуникаций и социальных проектов осуществляет разнообразные исследования социально-политической и экономической ситуации в регионах РФ. Важная роль в таких исследованиях отведена деятельности Национального экспертного совета «ФедералПресс», члены которого на постоянной и освобожденной основе принимают участие в проводимых Институтом и «ФедералПресс» экспертных опросах. Одним из значимых информационных продуктов является ежеквартальная «Карта социально-политических конфликтов в федеральных округах России».
Карта конфликтов формируется на основе ежедневного мониторинга федеральной и региональной информационной повестки России на наличие социально-политических и экономических конфликтов, а также на основе экспертного опроса. Рейтинг учитывает количество конфликтов, их качество, а также общую оценку социально-политической ситуации и количество населения в каждом регионе. Конфликты распределены по сторонам конфликта и типам. Кроме этого, отдельно выделена протестная активность.
В регионах России количество конфликтов постепенно возрастает. В апреле-месяце было зафиксировано 285 конфликтов, в мае их количество увеличилось до 302, а в июне опять увеличилось до 394 (столь резкое увеличение числа конфликтов обусловлено главным образом массовыми демонстрациями «против коррупции», организованными Алексеем Навальным и его сподвижниками 12 июня). При этом увеличилась и протестная активность населения – если в апреле люди массово выходили на улицу 157 раз, а в мае всего 126 (несмотря на увеличение общего количества конфликтов в этом месяце), то в июне число акций гражданского протеста достигло 222. Самые яркие конфликты были оценены и прокомментированы 150 независимыми экспертами. По результатам экспертной оценки определен уровень конфликтогенности в регионах Российской Федерации.
Предлагаем вам ознакомиться с результатами исследования за II квартал 2017 года.
Первое место по уровню конфликтогенности в настоящее время занимает Республика Дагестан, что обусловлено ухудшением экономического благополучия населения, которое в условиях полиэтнического состава Дагестана трансформируется в регулярно вспыхивающие межнациональные конфликты, такие как борьба за землю в Ногайской степи или восстановление Ауховского района для чеченцев-аккинцев. Также в Дагестане не прекращается борьба за власть между различными национальными элитами. В Москве бурная протестная активность была обусловлена непродуманным объявлением реновации и программой сноса пятиэтажек. В итоге после ряда значительных изменений в законе о реновации консенсус был более-менее достигнут и протесты пошли на спад, но прежде чем он был достигнут, люди показали, что готовы отстаивать свои имущественные права любыми способами. В Московской области и Краснодарском крае сложно выделить доминирующую тему в протестах. Конфликты в этих регионах разнообразны – тут и регулярные выступления обманутых дольщиков, и борьба за улучшение экологической обстановки (в том числе и пресловутая свалка в Балашихе), и конфликты в администрации. По формальным признакам к красной зоне не относятся Республики Алтай и Хакасия, но фактически и там, и там политическая обстановка крайне накалена. Особенно это относится к Республике Алтай, где конфликт губернатора с элитами уже практически достиг точки кипения и может в любой момент перейти в фазу активного противостояния. Среди других значимых событий можно отметить арест в начале апреля действующего главы Удмуртии. До этого случая федеральные власти предпочитали высокопоставленных взяточников снимать с должности, прежде чем арестовывать.
Несмотря на общее повышение конфликтной активности, оценки экспертами уровня конфликтов оказались ниже, чем в I квартале. Возможно, данный парадокс обусловлен тем, что те ситуации, которые ранее оценивались как несущие повышенную опасность (типа массовых демонстраций за отставку премьер-министра, арестов высокопоставленных взяточников или голодовок обманутых дольщиков), сейчас уже стали достаточно привычными и не вызывают особой реакции.
Всего в «красную» группу – список регионов, на которые следует обратить наиболее пристальное внимание, – во II квартале вошло, как уже было сказано, 4 субъекта Федерации. Это Москва, Московская область, Республика Дагестан и Краснодарский край.
Двадцать пять регионов были отнесены исследователями в «желтую» группу – они, хотя и не являются лидерами по количеству и напряженности конфликтных ситуаций на текущий момент, могут перейти в группу риска в дальнейшем, и необходимость тщательного мониторинга социально-экономической ситуации в этих областях также не вызывает сомнения. Среди этих субъектов РФ – Санкт-Петербург, Владимирская, Нижегородская, Свердловская и Волгоградская области, Пермский край, Республика Татарстан, Удмуртская республика, город Севастополь и другие. Например, в Санкт-Петербурге, помимо того, что продолжается конфликт вокруг Исаакиевского собора, стадиона и прочих объектов городской среды, резко усилилась и политическая активность граждан, убедившихся, что попытки добиться законными методами от власти того, чтобы она учитывала интересы населения, не достигают успеха. Владимирская и Нижегородская области характерны громкими отставками и арестами, для Свердловской и Волгоградской областей уже привычна высокая активность жителей, в Пермском крае многочисленны и разнообразны конфликты между бизнесом и обществом, в Татарстане продолжается банковский кризис, а в Севастополе основной точкой протестной активности был проект нового генплана.
В «зеленую» группу вошло 47 регионов – уровень конфликтности в этих областях и краях позволяет оценивать ситуацию в региональной политике как спокойную. Однако, очаги напряженности существуют и там – в Курской области гремят аресты заместителя губернатора и вице-мэра, в Хакасии глава республики разгоняет правительство, а парламент собирается провести референдум о его отставке, в Чувашии возбуждают уголовное дело против мэра Чебоксар. Практически везде наружу выплескивается накопившаяся протестная активность (например, в тихом и спокойном Иванове на митинг за отставку премьер-министра выходит больше двух тысяч человек).
За прошедший квартал только эксперты затруднились назвать хотя бы одну конфликтную ситуацию в Ненецком автономном округе.
На вопрос об общей ситуации в стране лишь 16 % экспертов дали ей положительную оценку, 24,1 % опрошенных находят социальную обстановку в России неудовлетворительной, 46,7 % поставили среднюю оценку и 13 % затруднились с ответом. Таким образом, при переводе оценок экспертов в пятибалльную систему, где 1 балл означает определенно положительно, а 5 – определенно отрицательно, вычисляя средний балл на данный момент, получаем 3.
За прошедший квартал был проведен анализ по типу фигурантов, участвующих в конфликтных ситуациях. Выявлено 17 типов конфликтов по принципу: власть-общество, бизнес-общество, бизнес-бизнес, власть-политическая партия, силовики-бизнес, силовики-общество и так далее.
По данным исследования ЮФО расположился на первой строчке по уровню конфликтогенности в разрезе федеральных округов. Несколько снизилась конфликтная активность в Республике Крым, но зато возросла в Краснодарском крае. При этом очевидно, что по мере приближения к выборам глав регионов как количество конфликтов среди элит, так и количество протестов населения будет только возрастать и усиливаться.
На вторую позицию переходит СФО, где лидирующее место сторон конфликта занимают конфликты между властью и обществом, причем выражаются они самыми разными способами, от поддержки бастующих дальнобойщиков, до выступлений «против коррупции» на митингах Алексея Навального (по общему количеству людей, вышедших на эти митинги, СФО занимает твердое первое место).
Третью строчку в рейтинге среди округов занимает ПФО, где основной тип конфликтов – это борьба населения против ухудшения уровня жизни. Выражаться она может разнообразно – это и выступления против отмены льгот, и требования обманутых дольщиков, и борьба против коррупции в органах власти. В Татарстане в связи с банковским кризисом особенную активность проявляют вкладчики банков, потерявшие свои сбережения. Постепенно вся эта деятельность переходит из чисто экономической в политическую, и лозунги чем дальше, тем больше требуют изменений именно в политической жизни общества.
На четвертом месте в рейтинге – УрФО. Регион является одним из наиболее политизированных, и на митинги и демонстрации, организованные гражданским обществом, здесь выходит наибольшее число участников. К наиболее ярким акциям можно отнести выступления в защиту городского пруда в Екатеринбурге и борьбу против строительства Томинского ГОКа в Челябинске. Также активна и политическая жизнь (как пример можно привести эпопею выдвижения Евгения Ройзмана кандидатом в губернаторы Свердловской области и конфликты в екатеринбургском отделении «Яблока»). Учитывая предстоящие выборы, следует ожидать значительного усиления протестной активности.
Пятым в рейтинге идет СКФО, для которого в связи с высоким уровнем безработицы и низким уровнем развития промышленности весьма характерен земельный вопрос, который регулярно политизируется и приобретает этническую окраску. Данная проблема характерна практически для всех регионов СКФО. Также для Северного Кавказа характерны конфликты между традиционным укладом и нормами современного постиндустриального общества.
Номер шесть в рейтинге – ЦФО. Очевидно, что наибольшая доля конфликтов любого вида сосредоточена в Москве, что вызвано ее статусом как столицы государства, а не специфическими проблемами города как таковыми. Впрочем, и подобных проблем тоже хватает (например, уже упомянутая реновация). Однако Москвой (и даже Московской областью) протестная активность в ЦФО не ограничивается. Во многих регионах округа эта активность держится под спудом, однако, когда она внезапно проявляется, вдруг выясняется, что у людей накопилось очень много вопросов к власти, как региональной, так и федеральной.
На седьмом месте – ДФО, в котором протестная активность значительно снизилась по сравнению с I кварталом 2017 года. Наиболее конфликтогенным регионом в округе стал Приморский край, в котором население не устраивает ни текущая власть, ни проблемы с экологией, ни многочисленные экономические конфликты.
Последним в рейтинге идет СЗФО, в котором подавляющая часть конфликтной активности приходится на Санкт-Петербург. В городе продолжается борьба за Исаакиевский собор, нарастают выступления против застройки парков и, несмотря на попытки руководства города закрутить гайки, активность питерцев постоянно увеличивается. Из других регионов округа наибольшая протестная активность зафиксирована в Мурманской области (где, судя по очень широкому спектру выступлений, люди не сильно довольны сложившейся в области политической и экономической обстановкой) и в Республике Коми (в которой жители регулярно выступают против разрушения окружающей среды нефтедобывающими компаниями)
ЦФО
Обстановку в регионах Центрального федерального округа вряд ли можно назвать совсем спокойной. Сразу три региона ЦФО – в первой десятке самых конфликтных субъектов Российской Федерации, причем два из них оказались в первой «тройке» – Московская область заняла 2-е место, а Москва – 3-е. В то же время три региона – Тамбовская, Белгородская и Тульская области заняли места в списке 10 самых неконфликтных субъектов.
ЮФО
Во II квартале текущего года ЮФО выбился в лидеры среде федеральных округов по уровню конфликтогенности. Так, на фоне «подостывшего» в плане противостояний Крыма, соседние Кубань и Севастополь, напротив, показывают рост числа конфликтов. Впрочем, в региональном зачете конфликтности Краснодарский край находится только на 4-м месте (уступив пребывание в первой тройке другим регионам). А наиболее острыми конфликтами стали аресты вице-губернатора Кубани Юрия Гриценко и бывшего и. о. прокурора Симферополя, приостановка строительства в ряде сегментов сразу в нескольких муниципалитетах, а также митинг против проекта генплана Севастополе.
СЗФО
Во втором квартале 2017 года СЗФО оказался самым «спокойным» округом в стране. Подавляющая часть конфликтной активности в нем приходится на Санкт-Петербург, занявший 5-е место в списке наиболее конфликтогенных регионов страны. В Северной столице продолжается борьба за Исаакиевский собор, нарастают выступления против застройки парков и, несмотря на попытки руководства города закрутить гайки, активность питерцев постоянно увеличивается.
Из других регионов округа наибольшая протестная активность зафиксирована в Мурманской области (где, судя по очень широкому спектру выступлений, люди не сильно довольны сложившейся в области политической и экономической обстановкой) и в Республике Коми (в которой жители регулярно выступают против разрушения окружающей среды нефтедобывающими компаниями).
ПФО
По итогам II квартала 2017 года ПФО занимает третью строчку в рейтинге конфликтности среди округов страны. Основной тип конфликтов – это борьба населения против ухудшения уровня жизни. Выражаться она может разнообразно – это и выступления против отмены льгот, и требования обманутых дольщиков, и борьба против коррупции в органах власти. В Татарстане в связи с банковским кризисом особенную активность проявляют вкладчики банков, потерявшие свои сбережения. Постепенно вся эта деятельность переходит из чисто экономической в политическую, и лозунги чем дальше, тем больше протестующие требуют изменений именно в политической жизни общества.
УрФО
Уровень конфликтности в УрФО традиционно высокий. По количеству проявлений протестной активности регион занял пятую строчку в общем рейтинге. При этом уровень конфликтности в данном округе возрастает.
За прошедший месяц преобладающими сторонами в конфликтных ситуациях в регионах УрФО выступают власть-общество (29,7 %) от всех конфликтов. Примером могут послужить две сложившиеся ситуации. В Тюменской области активисты вышли на пикеты против «отписок» чиновников. Аналогичная ситуация наблюдалась в декабре в Челябинской области, где местные депутаты не поддержали кандидатуру Губернатора на должность мэра Копейска.
СФО
По данным исследования, Сибирский федеральный округ (СФО) занимает вторую позицию, уступая только ЮФО. Причем лидирующее место здесь занимают конфликты между властью и обществом, которые выражаются самыми разными способами – от поддержки бастующих дальнобойщиков до выступлений «против коррупции» на митингах Алексея Навального (по общему количеству людей, вышедших на эти митинги, СФО занимает твердое первое место).
СКФО
СКФО отличился от других федеральный округов крайней конфликтогенностью в одних регионах и спокойной ситуацией в других. Лидером по уровню конфликтогенности стала республика Дагестан, где прошли антикорруппционные митинги и акции протеста дальнобойщиков. При этом Республика Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская республика, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская Республика и Кабардино-Балкарская Республика оказались в «зеленой» зоне, показав низкую конфликтность.
Подавляющее большинство конфликтов возникало из-за противостояния власти и общества. Одним из наиболее ярких и резонансных конфликтов стала публикация «Новой газеты» о «секретных тюрьмах», в которые попадают геи в Чечне. Этот текст привлек внимание не только Кремля и российских правозащитников, но и мировой общественности.
ДФО
ДФО в разрезе федеральных округов показал низкую конфликтогенность. В «желтой» зоне оказался лишь Приморский край, занявший в списке 26-е место. Чукотский АО при этом вовсе стал самым неконфликтным регионом, расположившись на последнем, 84-м, месте рейтинга.
Наибольшую конфликтогенность показали во всех регионах ДФО столкновения между властью и обществом. Жители округа приняли активное участие в антикоррупционных митингах Алексея Навального, а также сами устраивали протестные акции и привлекали внимание к своим проблемам с помощью прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным.