Хорошие фильмы не забываются, даже спустя сорок лет. Но их не знает новое поколение, воспитанное на сериалах «Диснея» и игровых консолях. «Финист –Ясный сокол» - отличный фильм, им можно гордиться! Красивая, яркая сказка, которую невозможно снять в наше время. Причин много, это и полное отсутствие талантливых и характерных актеров и общий системный кризис российского кино.
Фильм мог бы быть еще лучше. Сценарий и первичную идею прорабатывал сам великий сказочник Роу. История не терпит сослагательного наклонения, Александр Артурович не успел, он скончался за год до начала съемок. Снимал уже посредственный режиссер Геннадий Васильев. Тот самый, который в восьмидесятые снимет занудную «Русь изначальную», богатую историческими ляпами и халтурными сценами. Жена Роу и его друг Лев Потемкин, строго следили, что бы фильм снимался точно по сценарию и заметкам великого режиссера, пригласили только тех актеров, которых он успел выбрать.
Отсутствие сложных спецэффектов, которыми гордится современный кинематограф, пошло только на пользу и создало настоящий сказочный антураж. Отличный грим и декорации, музыкальное оформление – все выше похвал. Конечно, фильм сделали и актеры. Красавица Людмила Хитяева сыграла вздорную и алчную бабу с ярмарки, ее мужем-подкаблучником стал Георгий Вицин. Михаил Пуговкин в роли «батяни-воеводы» в дуете с юным писарем, уже любимым Михаилом Кононовым.
Самый страшный персонаж далеко не злодеи, посягающие на Русь, а чудище лесное. Кошмарная сцена его секундного появления в проломе частокола, вызывала крики ужаса в зале и снилась по ночам тогдашним мальчишкам. Хотя, злодеи были «то что надо»! Рыжий Картаус, его помощник Фингал и, конечно же вредный колдун Кастрюк! Кто еще мог так мастерски сыграть, как не Георгий Милляр! Георгий Францевич, при общей узнаваемости, переиграл у Роу, всю нечисть - от Кащея Бессмертного до Бабы-Яги.
Главные романтические герои фильма представлены в традиционном советском «лубочном» варианте – кудрявого блондина Финиста и волоокой скромницы Аленушки.
Абсолютной удачей фильма стали «Старушки-веселушки». Собирательный образ Матери-Земли, мудрости и сакральных знаний. Поем частушки, танцуем, веселим богатырей, а если надо и атаку пойдем, раны залечим, и «языка» из разведки приведем. И в этой троице не обошлось без сарказма. Непонятно во что наряженная, нелепая аристократка с крючковатым носом и трубным гласом, моя любимая Гликерия Богданова-Чеснокова!