Найти тему
TopGear

Подвиг 113-летней давности.

В 1903 году Mercedes победил в первой крупной гонке – Кубке Гордона Беннета. В 2016 году мы отправились по тому маршруту в Ирландии в новом, ярком C63S Coupe, чтобы посмотреть, что изменилось…

Может ли современное суперкупе Mercedes-AMG повторить подвиг гоночного автомобиля 113-летней давности? Давайте узнаем…

Как ни странно, в Ирландии солнечно. Настоящее сре­диземноморское пекло, когда кожу покалывает и ты чувствуешь, как она начинает краснеть. Оно сменяется тропическим ливнем – недолгая, но плотная завеса дождя с большими и тяжелыми каплями размывает вид за окном. Бипо­ляр­ная погода – вечный парадокс северной Европы. Мы в заповеднике Уиклоу к югу от Дублина.

-2

Мчим на новом Edition One C63S Coupe по узкой полосе асфальта, которую можно назвать дорогой с большой натяжкой. Роскошная ирландская природа вокруг – как цветастый килт Господа Бога. Красиво, да, но для быстрой машины не самое лучше место. Не удивительно, что среди ирландцев так много отличных раллистов. Дороги тут с обратными уклонами, кочками посреди виража и внезапными сужениями впритирку к каменным глыбам. Лучший полигон для испытания всех возможных характеристик. В том числе и водителя.

Самое новое и крутое купе Mercedes-AMG пока выдерживает испытания. Мы ехали сюда не просто отжечь. Мы направляемся в крошечную деревеньку Ати, чтобы оттуда отправиться в путешествие, которое началось 113 лет назад.

Это история о двух очень быстрых Mercedes, давно ­забытой автогонке и человеке по имени Камиль Женатци. Бельгийский инженер, гонщик и любитель приключений трижды устанавливал рекорд наземной скорости в конце XIX века. Последний раз – в январе 1899 года, когда за рулем электромобиля CITA 25 La Jamais Contente он разогнался до 105,88 км/ч.

Не очень быстро для нас с вами, но тогда Женатци не только использовал первый специально построенный для рекорда автомобиль, но и стал первым человеком, ехавшим быстрее 100 км/ч. Воистину, человек-­легенда.

-3

Еще Женатци прославился в гонках на машинах с поршневыми моторами – например, на Simplex (современнике Mercedes) в Кубке Гордона Беннета в 1903 году. Теперь внимательно, все это для нас важно. Гонку на Кубок Беннета – по сути предшественницу современного Гран-при Ф-1 – организовал в 1899 году сказочно богатый американский издатель Джеймс Гордон Беннет.

-4

Только проводили ее по географическому принципу, гоночные трассы еще не были изобретены, а Берни Экклстоун еще не дошел до кондиции. В каждой гонке участвовало по три машины от страны, полностью собранные в той, которую представляли, по строгим и точным правилам. Страна-победитель гонки предыдущего года удостаивалась чести принимать у себя гонку следующего года, и так далее. Дальше – самое интересное. В 1902 году лихой парень Селвин Эдж победил на английском Napier, и Британия стала хозяйкой гонки. Была лишь одна проблема: дорожные гонки в Англии тогда были запрещены.

-5

Британские острова не сдались. Было решено проводить гонку в Ирландии, поэтому письма полетели членам парламента, пэрам, в местные администрации и железнодорожные компании… и наконец великодушные ирланд­цы изменили свои законы, чтобы провести Кубок Беннета 1903 года за Ирландским морем. В честь этого английские машины покрасили в цвет трилистника, который затем стал цветом British Racing Green… но я отвлекся. Женатци появился на старте на перекрестке Бэллишеннон возле Кальверстоуна в графстве Килдер в самой спортивной модели Mercedes – Simplex с 9,2-литровым 60-сильным четырехцилиндровым мотором. Автомобиль взяли взаймы у клиента после того, как пожар на заводе уничтожил гоночный экземпляр с 12,7-литровым 90-сильным мотором. Машину пригнали из Германии всего за день до гонки.

В 2016 году перекресток нисколько не изменился – только новый асфальт и современный трафик. На перекрестке сразу становится ясно, почему этот остров называют Изумрудным. Здесь очень, очень зелено. Дороги на маршруте Гордона Беннета в основном прямые (это требование безопасности, ведь тогда транспорт с мотором был еще в новинку). Трасса состояла из двух кругов: 84-километрового, который проходил через Килкаллен, Килдер, Монастеревин, Стрэдбэлли и Ати, и 64-километрового по Каслдермот и Карлоу, а потом обратно в Ати. Восточный круг нужно было пройти три раза, а западный – четыре. Тогда 526 км были проверкой не только скорости, но и надежности. И мотор Женатци (разработанный не кем-нибудь, а Maybach) помогал держать скорость, но, увы, не слыл мощным.

-6

Современный AMG совсем другой. Четырехлитровый твин-турбо V8 с мокрым картером из AMG GT в формате S развивает 510 л.с. и 700 Нм. В восемь раз больше, чем развивал Simplex Женатци. И весит автомобиль на 850 кг больше, но в 1903-м машина просто не могла разгоняться до сотни (рекордной, не забывайте!) всего за 3,9 с и до максималки 290 км/ч. Это могло быть только фантазией. И хотя наш Mercedes не в цвете “немецкий гоночный белый” (с серебристым марку стали ассоциировать гораздо позже), этот Edition One достаточно броский: серо-зеленый с желтыми полосами.

-7

Ирландия – крепкий орешек. Если у Женатци и его соперников дороги были перекрыты и их стерегли 7000 полицейских, стюардов и даже военных, то на страже новых современных дорог более века спустя стоят только пробки да негостеприимные местные лимиты скорости. Второстепенные дороги быстро сужаются, местами сходясь в одну полосу, они ограждены густыми живыми изгородями и кишат ямами, горками и уклонами. Но двухдверному C63S здесь гораздо проще, чем Simplex: ты можешь изменить его характер одним щелчком кнопки.

-8

Сначала режим Sport+ кажется слишком жестким, но спустя какое-то время ты понимаешь, что просто нужно чуть сильнее разогнаться. Как со многими более агрессивными спорткарами: чем больше нагружаешь подвеску (особенно заднюю), тем мягче и послушнее она становится. И Coupe даже лучше, чем седан C63S. Колея шире (на 73 мм спереди и 46 мм сзади), вся задняя подвеска полностью перекалибрована для того, чтобы удерживать C63 на дороге. Да, режим Track действительно слишком серьезен (до того, что машина начинает егозить после горки в середине виража), но он придает уверенности.

-9

Конечно, при желании можно и побуксовать (700 Нм сотрут любые шины), но если ты хочешь просто ехать вперед, то C63 Coupe делает это мастерски. Он даже дружелюбен. А двигатель поет в диапазоне от горловых раскатов далекого грома до бурного рева прямо здесь и сейчас. Тяга никогда не заставляет искать другую передачу, с купе легко найти общий язык.

-10

Бог знает, с чем приходилось иметь дело Женатци. У современного Mercedes-AMG в стандарте карбон-керамика (и если бы не ремни, мое лицо давно впечаталось бы в руль), а вот для Женатци первый участок пути на северо-восток до Килкаллена, затем на юг к Карлоу и назад на северо-примерно-запад до Ати стал настоящим испытанием. На Simplex был ручной тормоз, управляющий задними барабанами, и педаль, которая замедляла промежуточный вал цепного привода. Только чтобы остановить машину, требовалось хорошо координировать конечности. Движущиеся части мгновенно перегревались, а тормоза охлаждались водой (не современное изобретение). И можно сказать, что перегрев тормозов мог прямо угрожать жизни пилота.

У современного эквивалента от Mercedes-AMG нет таких проблем, но, когда Ирландия дает подвеске особенно трудные задачки, он подкрепляет мысль, что прежде чем разогнаться, ты должен быть уверен, что остановишься.

-11

Трудно не проникнуться подвигом тех, кто ездил здесь раньше. Этот Mercedes способен сделать среднего пилота хорошим, а хорошего – еще лучше. Но у него современная конструкция и много систем, которые спасут жизнь. У Женатци были только комбинезон, очки и мастерство. Один из участников сказал после гонки: “В кажущейся бесконечной череде виражей Женатци не сбавлял скорости. Его заносило в поворотах, часто он проходил в миллиметре от стен, что было ясно по следам шин. Я не мог представить себе, что так можно ехать долго”.

И все же он мог. Женатци все время давил на газ, завершив тот самый маршрут, по которому мы сейчас едем, с невероятной средней скоростью: 79,24 км/ч. Мы едем 72,42 км/ч, хотя у нас пятьсот лошадей. Конечно, приходится соблюдать скоростной режим, и дороги нам никто не перекрыл, но в 1903 году такая динамика на такой дороге была не просто удивительной, а сенсационной. Mercedes-Benz впервые одержал международную победу в гонках, и эту традицию с успехом продолжают Хэмилтон и Росберг. Эта победа укрепила отношения Женатци с Mercedes. Говорят, он сказал, что и умереть хочет в “Бенце”.

-12

Фраза, брошенная мимоходом, оказалась пророческой. В газете “Нью-Йорк Таймс” 8 декабря 1913 года появилось сообщение, что во время охоты Женатци решил крайне необдуманно пошутить и изобразил животное, спрятавшись в кустах. Безумная шутка: один из охотников выстрелил на шум. Женатци скончался в Mercedes, который вез его в больницу.

Но легенда живет. Да, машины стали быстрее, безопаснее и лучше во всем. Я даже не побоюсь сказать, что Mercedes-AMG с C63 Coupe по-прежнему выпускает лучшего представителя породы. Я купил бы его, а не, скажем, BMW M3. Но оказывается, что это не просто история о двух быстрых Mercedes, разделенных сотней лет. Она о духе открытий, о том, как выйти из зоны комфорта и совершить что-то, чего никто не делал. О том, чтобы отодвигать пределы.

Камиль Женатци знал, как это делать, и делал с размахом.Иногда идти по стопам гигантов страшно, и это само по себе приключение.

-13

Еще больше интересного на TopGear