В 1903 году Mercedes победил в первой крупной гонке – Кубке Гордона Беннета. В 2016 году мы отправились по тому маршруту в Ирландии в новом, ярком C63S Coupe, чтобы посмотреть, что изменилось…
Может ли современное суперкупе Mercedes-AMG повторить подвиг гоночного автомобиля 113-летней давности? Давайте узнаем…
Как ни странно, в Ирландии солнечно. Настоящее средиземноморское пекло, когда кожу покалывает и ты чувствуешь, как она начинает краснеть. Оно сменяется тропическим ливнем – недолгая, но плотная завеса дождя с большими и тяжелыми каплями размывает вид за окном. Биполярная погода – вечный парадокс северной Европы. Мы в заповеднике Уиклоу к югу от Дублина.
Мчим на новом Edition One C63S Coupe по узкой полосе асфальта, которую можно назвать дорогой с большой натяжкой. Роскошная ирландская природа вокруг – как цветастый килт Господа Бога. Красиво, да, но для быстрой машины не самое лучше место. Не удивительно, что среди ирландцев так много отличных раллистов. Дороги тут с обратными уклонами, кочками посреди виража и внезапными сужениями впритирку к каменным глыбам. Лучший полигон для испытания всех возможных характеристик. В том числе и водителя.
Самое новое и крутое купе Mercedes-AMG пока выдерживает испытания. Мы ехали сюда не просто отжечь. Мы направляемся в крошечную деревеньку Ати, чтобы оттуда отправиться в путешествие, которое началось 113 лет назад.
Это история о двух очень быстрых Mercedes, давно забытой автогонке и человеке по имени Камиль Женатци. Бельгийский инженер, гонщик и любитель приключений трижды устанавливал рекорд наземной скорости в конце XIX века. Последний раз – в январе 1899 года, когда за рулем электромобиля CITA 25 La Jamais Contente он разогнался до 105,88 км/ч.
Не очень быстро для нас с вами, но тогда Женатци не только использовал первый специально построенный для рекорда автомобиль, но и стал первым человеком, ехавшим быстрее 100 км/ч. Воистину, человек-легенда.
Еще Женатци прославился в гонках на машинах с поршневыми моторами – например, на Simplex (современнике Mercedes) в Кубке Гордона Беннета в 1903 году. Теперь внимательно, все это для нас важно. Гонку на Кубок Беннета – по сути предшественницу современного Гран-при Ф-1 – организовал в 1899 году сказочно богатый американский издатель Джеймс Гордон Беннет.
Только проводили ее по географическому принципу, гоночные трассы еще не были изобретены, а Берни Экклстоун еще не дошел до кондиции. В каждой гонке участвовало по три машины от страны, полностью собранные в той, которую представляли, по строгим и точным правилам. Страна-победитель гонки предыдущего года удостаивалась чести принимать у себя гонку следующего года, и так далее. Дальше – самое интересное. В 1902 году лихой парень Селвин Эдж победил на английском Napier, и Британия стала хозяйкой гонки. Была лишь одна проблема: дорожные гонки в Англии тогда были запрещены.
Британские острова не сдались. Было решено проводить гонку в Ирландии, поэтому письма полетели членам парламента, пэрам, в местные администрации и железнодорожные компании… и наконец великодушные ирландцы изменили свои законы, чтобы провести Кубок Беннета 1903 года за Ирландским морем. В честь этого английские машины покрасили в цвет трилистника, который затем стал цветом British Racing Green… но я отвлекся. Женатци появился на старте на перекрестке Бэллишеннон возле Кальверстоуна в графстве Килдер в самой спортивной модели Mercedes – Simplex с 9,2-литровым 60-сильным четырехцилиндровым мотором. Автомобиль взяли взаймы у клиента после того, как пожар на заводе уничтожил гоночный экземпляр с 12,7-литровым 90-сильным мотором. Машину пригнали из Германии всего за день до гонки.
В 2016 году перекресток нисколько не изменился – только новый асфальт и современный трафик. На перекрестке сразу становится ясно, почему этот остров называют Изумрудным. Здесь очень, очень зелено. Дороги на маршруте Гордона Беннета в основном прямые (это требование безопасности, ведь тогда транспорт с мотором был еще в новинку). Трасса состояла из двух кругов: 84-километрового, который проходил через Килкаллен, Килдер, Монастеревин, Стрэдбэлли и Ати, и 64-километрового по Каслдермот и Карлоу, а потом обратно в Ати. Восточный круг нужно было пройти три раза, а западный – четыре. Тогда 526 км были проверкой не только скорости, но и надежности. И мотор Женатци (разработанный не кем-нибудь, а Maybach) помогал держать скорость, но, увы, не слыл мощным.
Современный AMG совсем другой. Четырехлитровый твин-турбо V8 с мокрым картером из AMG GT в формате S развивает 510 л.с. и 700 Нм. В восемь раз больше, чем развивал Simplex Женатци. И весит автомобиль на 850 кг больше, но в 1903-м машина просто не могла разгоняться до сотни (рекордной, не забывайте!) всего за 3,9 с и до максималки 290 км/ч. Это могло быть только фантазией. И хотя наш Mercedes не в цвете “немецкий гоночный белый” (с серебристым марку стали ассоциировать гораздо позже), этот Edition One достаточно броский: серо-зеленый с желтыми полосами.
Ирландия – крепкий орешек. Если у Женатци и его соперников дороги были перекрыты и их стерегли 7000 полицейских, стюардов и даже военных, то на страже новых современных дорог более века спустя стоят только пробки да негостеприимные местные лимиты скорости. Второстепенные дороги быстро сужаются, местами сходясь в одну полосу, они ограждены густыми живыми изгородями и кишат ямами, горками и уклонами. Но двухдверному C63S здесь гораздо проще, чем Simplex: ты можешь изменить его характер одним щелчком кнопки.
Сначала режим Sport+ кажется слишком жестким, но спустя какое-то время ты понимаешь, что просто нужно чуть сильнее разогнаться. Как со многими более агрессивными спорткарами: чем больше нагружаешь подвеску (особенно заднюю), тем мягче и послушнее она становится. И Coupe даже лучше, чем седан C63S. Колея шире (на 73 мм спереди и 46 мм сзади), вся задняя подвеска полностью перекалибрована для того, чтобы удерживать C63 на дороге. Да, режим Track действительно слишком серьезен (до того, что машина начинает егозить после горки в середине виража), но он придает уверенности.
Конечно, при желании можно и побуксовать (700 Нм сотрут любые шины), но если ты хочешь просто ехать вперед, то C63 Coupe делает это мастерски. Он даже дружелюбен. А двигатель поет в диапазоне от горловых раскатов далекого грома до бурного рева прямо здесь и сейчас. Тяга никогда не заставляет искать другую передачу, с купе легко найти общий язык.
Бог знает, с чем приходилось иметь дело Женатци. У современного Mercedes-AMG в стандарте карбон-керамика (и если бы не ремни, мое лицо давно впечаталось бы в руль), а вот для Женатци первый участок пути на северо-восток до Килкаллена, затем на юг к Карлоу и назад на северо-примерно-запад до Ати стал настоящим испытанием. На Simplex был ручной тормоз, управляющий задними барабанами, и педаль, которая замедляла промежуточный вал цепного привода. Только чтобы остановить машину, требовалось хорошо координировать конечности. Движущиеся части мгновенно перегревались, а тормоза охлаждались водой (не современное изобретение). И можно сказать, что перегрев тормозов мог прямо угрожать жизни пилота.
У современного эквивалента от Mercedes-AMG нет таких проблем, но, когда Ирландия дает подвеске особенно трудные задачки, он подкрепляет мысль, что прежде чем разогнаться, ты должен быть уверен, что остановишься.
Трудно не проникнуться подвигом тех, кто ездил здесь раньше. Этот Mercedes способен сделать среднего пилота хорошим, а хорошего – еще лучше. Но у него современная конструкция и много систем, которые спасут жизнь. У Женатци были только комбинезон, очки и мастерство. Один из участников сказал после гонки: “В кажущейся бесконечной череде виражей Женатци не сбавлял скорости. Его заносило в поворотах, часто он проходил в миллиметре от стен, что было ясно по следам шин. Я не мог представить себе, что так можно ехать долго”.
И все же он мог. Женатци все время давил на газ, завершив тот самый маршрут, по которому мы сейчас едем, с невероятной средней скоростью: 79,24 км/ч. Мы едем 72,42 км/ч, хотя у нас пятьсот лошадей. Конечно, приходится соблюдать скоростной режим, и дороги нам никто не перекрыл, но в 1903 году такая динамика на такой дороге была не просто удивительной, а сенсационной. Mercedes-Benz впервые одержал международную победу в гонках, и эту традицию с успехом продолжают Хэмилтон и Росберг. Эта победа укрепила отношения Женатци с Mercedes. Говорят, он сказал, что и умереть хочет в “Бенце”.
Фраза, брошенная мимоходом, оказалась пророческой. В газете “Нью-Йорк Таймс” 8 декабря 1913 года появилось сообщение, что во время охоты Женатци решил крайне необдуманно пошутить и изобразил животное, спрятавшись в кустах. Безумная шутка: один из охотников выстрелил на шум. Женатци скончался в Mercedes, который вез его в больницу.
Но легенда живет. Да, машины стали быстрее, безопаснее и лучше во всем. Я даже не побоюсь сказать, что Mercedes-AMG с C63 Coupe по-прежнему выпускает лучшего представителя породы. Я купил бы его, а не, скажем, BMW M3. Но оказывается, что это не просто история о двух быстрых Mercedes, разделенных сотней лет. Она о духе открытий, о том, как выйти из зоны комфорта и совершить что-то, чего никто не делал. О том, чтобы отодвигать пределы.
Камиль Женатци знал, как это делать, и делал с размахом.Иногда идти по стопам гигантов страшно, и это само по себе приключение.