Как выбрать "правильную" франшизу?
Для начала неплохо было бы узнать кто стоит за франшизой и какие цели он преследует.
Надо понимать — если основатель хочет сделать сильный бренд, то к франшизе он подойдет серьезно. Он захочет себе в партнеры сильных франчайзи, будет им помогать, сделает систему контроля качества.
Вот некоторые вещи, на которые надо обращать внимание:
1) Потенциальный франчайзи должен проходить обучение в головной компании
Следовательно у франчайзера должна быть построена система обучения партнеров. Сильные игроки рынка совмещают свой центр обучения партнеров вместе с общим центром обучения.
Примеры:
Traveler's Coffee проводит тренинги бариста, на которые может записаться каждый желающий.
У Chop-chop есть академия мастеров, куда может записаться любой желающий и научиться мужским стрижкам за 20 дней.
Додо пицца в течение месяца обучает партнеров всей работе в пиццерии — мытью полов, мойке посуды, приготовлению пиццы, управлению пиццерией.
Отдельно стоит упомянуть "команду открытия" — глупая вещь (по моему мнению), но лучше, чем совсем ничего.
2) Роялти — процент от выручки, а не фиксированные сумма (или лишнее посредничество)
Про "лишнее посредничество" я уже писал
Процент от выручки — честная сделка, оптимальный вариант в отношениях франчайзер-франчайзи. Франчайзер заинтересован в повышении оборота франчайзи, а франчайзи платит адекватную сумму за доступ к конкурентным преимуществам.
3) Размер вложений не должен быть сильно ниже рынка
Если обычно открыть кафе стоит от 5 миллионов рублей, то предложение за 500 тысяч должно насторожить. Видимо, такая франшиза не нацелена на серьезный оборот.
4) Максимальная поддержка из головного офиса
Вам должны оказать максимальную помощь — с проектированием помещения, подбором оборудования, ценообразованием. У бренда должна быть уже готовая стратегия привлечения клиентов. Это для того, чтобы франшиза работала по общим стандартам компании, это в интересах и франчайзи, и франчайзера.
5) Сама компания должна работать от 1 года
Продажа франшизы через полгода после открытия — это плохой звоночек. Вряд ли за такой промежуток времени можно понять все особенности бизнеса, попробовать разные модели продвижения и сформировать адекватное предложение по франшизе.
6) У компании должны быть филиалы
Не обязательно филиалы должны быть в других городах, вполне допустимы филиалы и в одном городе.
7) Открытый доступ к отчетности партнеров
Желательно, чтобы перед покупкой франшизы у вас был доступ к финансовой отчетности партнеров. Тут интересный момент — франчайзер должен знать финансовую отчетность партнеров для того, чтобы брать процент роялти. Очень показательно будет посмотреть как устроена прозрачность процессов в данном случае.
8) Система контроля качества (над франчайзи)
Франчайзер, действительно заинтересованный в успехе своего бренда, будет следить за качеством продукта в филиалах (и франшизах). Обычно это тайные покупатели, "ревизоры" и внезапные визиты региональных директоров.
Еще 2 лайфхака:
1) Можно спросить у действующих франчайзи мнение о франшизе. Находим уже действующих партнеров и прямо спрашиваем их мнение. Обычно, если людям что-то не нравится — они об этом прямо рассказывают.
2) Можно самостоятельно замерить примерный оборот действующего франчайзи:
узнаем средний чек заведения;
затем делаем 2 заказа (покупаем что-то, заказываем услугу): при открытии заведения и перед закрытием.
Так мы узнаем количество чеков, прошедших за день, и умножая на средний чек получаем примерный дневной оборот.
Резюмируем
Чем больше обозначенных пунктов присутствует в выбранной франишзе — тем лучше. Дополнительной можно:
1) Изучить владельца франшизы;
2) Опросить действующих франчайзи;
3) Самостоятельно посчитать примерный оборот отдельно взятого франчайзи.