Найти тему
Шум ветра

Как правильно выбрать франшизу 2

Как выбрать "правильную" франшизу?

Для начала неплохо было бы узнать кто стоит за франшизой и какие цели он преследует.

Надо понимать — если основатель хочет сделать сильный бренд, то к франшизе он подойдет серьезно. Он захочет себе в партнеры сильных франчайзи, будет им помогать, сделает систему контроля качества.

Вот некоторые вещи, на которые надо обращать внимание:

1) Потенциальный франчайзи должен проходить обучение в головной компании

Следовательно у франчайзера должна быть построена система обучения партнеров. Сильные игроки рынка совмещают свой центр обучения партнеров вместе с общим центром обучения.

Примеры:

Traveler's Coffee проводит тренинги бариста, на которые может записаться каждый желающий.

У Chop-chop есть академия мастеров, куда может записаться любой желающий и научиться мужским стрижкам за 20 дней.

Додо пицца в течение месяца обучает партнеров всей работе в пиццерии — мытью полов, мойке посуды, приготовлению пиццы, управлению пиццерией.

Отдельно стоит упомянуть "команду открытия" — глупая вещь (по моему мнению), но лучше, чем совсем ничего.

2) Роялти — процент от выручки, а не фиксированные сумма (или лишнее посредничество)

Про "лишнее посредничество" я уже писал

Процент от выручки — честная сделка, оптимальный вариант в отношениях франчайзер-франчайзи. Франчайзер заинтересован в повышении оборота франчайзи, а франчайзи платит адекватную сумму за доступ к конкурентным преимуществам.

3) Размер вложений не должен быть сильно ниже рынка

Если обычно открыть кафе стоит от 5 миллионов рублей, то предложение за 500 тысяч должно насторожить. Видимо, такая франшиза не нацелена на серьезный оборот.

4) Максимальная поддержка из головного офиса

Вам должны оказать максимальную помощь — с проектированием помещения, подбором оборудования, ценообразованием. У бренда должна быть уже готовая стратегия привлечения клиентов. Это для того, чтобы франшиза работала по общим стандартам компании, это в интересах и франчайзи, и франчайзера.

5) Сама компания должна работать от 1 года

Продажа франшизы через полгода после открытия — это плохой звоночек. Вряд ли за такой промежуток времени можно понять все особенности бизнеса, попробовать разные модели продвижения и сформировать адекватное предложение по франшизе.

6) У компании должны быть филиалы

Не обязательно филиалы должны быть в других городах, вполне допустимы филиалы и в одном городе.

7) Открытый доступ к отчетности партнеров

Желательно, чтобы перед покупкой франшизы у вас был доступ к финансовой отчетности партнеров. Тут интересный момент — франчайзер должен знать финансовую отчетность партнеров для того, чтобы брать процент роялти. Очень показательно будет посмотреть как устроена прозрачность процессов в данном случае.

8) Система контроля качества (над франчайзи)

Франчайзер, действительно заинтересованный в успехе своего бренда, будет следить за качеством продукта в филиалах (и франшизах). Обычно это тайные покупатели, "ревизоры" и внезапные визиты региональных директоров.

Еще 2 лайфхака:

1) Можно спросить у действующих франчайзи мнение о франшизе. Находим уже действующих партнеров и прямо спрашиваем их мнение. Обычно, если людям что-то не нравится — они об этом прямо рассказывают.

2) Можно самостоятельно замерить примерный оборот действующего франчайзи:

узнаем средний чек заведения;

затем делаем 2 заказа (покупаем что-то, заказываем услугу): при открытии заведения и перед закрытием.

Так мы узнаем количество чеков, прошедших за день, и умножая на средний чек получаем примерный дневной оборот.

Резюмируем

Чем больше обозначенных пунктов присутствует в выбранной франишзе — тем лучше. Дополнительной можно:

1) Изучить владельца франшизы;

2) Опросить действующих франчайзи;

3) Самостоятельно посчитать примерный оборот отдельно взятого франчайзи.