2 ноября 1795 года родился Джеймс Нокс Полк, который станет одиннадцатым президентом США… надо сказать, не слишком известным у нас – а зря!.. В конце концов, именно этот человек всего за один президентский срок (вскоре после которого он умрёт на пятьдесят четвёртом году жизни; официально – от кишечного заболевания, но есть мнение, что причиной стало переутомление) …так вот – Полк прирежет к США территории, на которых находятся сейчас штаты Айдахо, Аризона, Калифорния, Колорадо, Невада, Техас, Юта; а также частично – Вайоминг и Нью-Мексико. Одним словом – прирастит американские земли на две трети!..
…Именно в президентство Полка родится тезис «Manifest Destiny», который переводят «Предопределение судьбы» или «Явное предначертание». (Пусть тогда сфера американских интересов не простиралась на весь мир – и, для разминки, ограничивалась ближайшими соседями). …С другой стороны – есть мнение, что экспансионизм Полка спровоцирует рост разногласий между Севером и Югом – и, в конечном счёте, приведёт к Гражданской войне… Впрочем – по порядку.
…Главная причина, по которой мы не слишком осведомлены о Джеймсе Полке – отсутствие в его биографии ярких событий и броских высказываний. (Даже собственный госсекретарь удостоит президента весьма двусмысленного отзыва, вроде: «Это был самый прилежный человек из всех, кого я знал!») …Итак, Полк родился в семье плантатора; закончил университет Северной Каролины; открыл в Теннесси адвокатскую практику; затем был избран в Палату представителей штата…
(…во время этих событий он женится. Сара Чилдрес (тоже дочь плантатора) была моложе его на семь лет (и переживёт более чем на сорок); в бытность Первой леди она запретит на приёмах алкоголь и танцы, как «…неподобающие необходимым стандартам Белого Дома явления» – будучи убеждённой пресвитерианкой, Сара Полк избегала даже развлечений вроде театра… При этом, окружающие считали её очаровательнейшей женщиной и умным собеседником. Что ещё?.. Двадцатипятилетний брак остался бездетным).
…Итак, Полк без спешки делает карьеру в демократической партии – представляет Теннесси в Вашингтоне, даже ненадолго избирается губернатором – и в 1844 году несколько неожиданно становится кандидатом в президенты. (Не вдаваясь в подробности – два основных претендента забанили один другого; пришлось выдвинуть компромиссную фигуру).
Конкуренты, виги (партия, на обломках которой возникнет нынешняя республиканская) не воспримут противника всерьёз (и даже выдвинут издевательский лозунг: «Кто такой Джеймс Н. Полк?») – это окажется ошибкой!.. Идея территориального расширения, в сущности, была, что называется, «востребована обществом» – и в своей предвыборной кампании Полк сумеет увязать два основных направления грядущей экспансии. На Юге целью станет Техас, десятилетие назад отложившийся от Мексики; на западе – Орегон, который американцы «делили» с англичанами. Одним словом, малоизвестному доселе кандидату удаётся (хоть и с небольшим перевесом) победить – оставалось выполнить обещания!..
…На самом деле, это фактически означало две потенциальных войны – с Мексикой и Великобританией. Едва вступив в должность, Полк аннексирует Техас. (Тут вопрос был в согласии собственного Конгресса; техасцы-то, в основном, не возражали!..) А вот с англичанами президент вступит в переговоры… газеты кровожадно зашумят: «Весь Орегон – или ничего!», а также «Пятьдесят четыре сорок – или война!». (На широте 54°40′ начиналась уже Русская Америка, до которой американцы доберутся позже).
…Дискуссии с бывшей метрополией проходили нервно (вплоть до демонстраций военных флотов) – тем временем Мексика возмутилась присоединением к США «своей мятежной провинции»… Однако, остерегаясь воевать на два фронта, Полк, вполне разумно, выбирает более слабого южного соседа. (За год мексиканцы умудрились сменить четырёх президентов!..) Президент США требует у очередного из них Калифорнию и Новую Мексику – в качестве «компенсации за потери граждан США при мексиканских переворотах»; правда – обещает кое-какую доплату...
…Опуская целый ряд подробностей, сообщим, чем дело кончилось… Полку удастся обуздать своих радикалов – и в июне будет подписан договор, по которому остров Ванкувер останется английским – а граница между США и будущей Канадой пройдёт по 49-й параллели. (С тех пор она не менялась).
…Решив половину проблемы, президент повернётся на Юг – надо сказать, буквально за месяц до упомянутого Орегонского договора судьба подарит ему прецедент!.. В пограничной стычке на берегу Рио-Гранде погибнут полтора десятка американских драгун и офицер по фамилии Торнтон. Дело Торнтона даст Полку право гневно заявить: «Мексика вторглась на нашу территорию и пролила американскую кровь на американской земле»! Конгресс проголосует за объявление войны…
…Всё закончится менее чем за два года… Как говорят, под конец возникнет идея аннексировать Мексику целиком – но американцы удовлетворятся примерно половиной, забрав миллион триста тысяч квадратных километров…
P.S. …Что ещё успел Джеймс Полк за время своего президентства? Казалось бы, и сказанного достаточно – но при нём будут созданыМорская академия и Министерство внутренних дел; снижены (в угоду южанам) таможенные пошлины… да и немало другого произойдёт!.. Потому, отказавшись баллотироваться на второй срок, Полк с удовлетворением заявит: «Я чувствую себя необыкновенно и легко от того, что теперь свободен от всех общественных дел. Я уверен, что буду более счастливым человеком на пенсии, нежели в течение тех четырёх лет, которые я провел в президентском офисе с позволения граждан страны». Увы… пенсия продлится всего три месяца.
P.P.S. ...Но демократы и не планировали снова выдвигать Полка!.. К окончанию срока неблагодарные граждане всё чаще начнут его критиковать – расширение и усиление южных штатов сильно напрягло северян.. Улисс Грант, их будущий полководец в грядущей Гражданской войне, выскажется так: «Южное восстание в значительной степени было прорастанием мексиканской войны. Нации, как и люди, наказываются за свои грехи. Мы получили своё наказание в самой кровопролитной и дорогостоящей войне современности».
(Заметим – расследование первопричин этой «злонамеренной войны» чуть не стоило политической карьеры некому конгрессмену Аврааму Линкольну…) Впрочем, это – совсем другая история.