Найти тему

Как научить ребёнка отстаивать личные границы

Друзья, сегодня мы публикуем отрывок из книги с рабочим названием «Крайон: как стать другом своему ребенку», которую пишем в соавторстве с детской писательницей Анной Никольской.
Наш проект – открыт, прозрачен и создаётся совместно с читателями. Мы с интересом ждём ваши реплики и вопросы на любые «детские» темы в комментариях к этому посту. Важно, чтобы вопросы действительно с вами резонировали, а не происходили из праздного любопытства.
Если вы предпочитаете общение не в рамках открытой дискуссии, то присылайте вопросы мне на почту (kryoncenterrus@gmail.com). Те из них, ответы на которые войдут в книгу, будут опубликованы анонимно – мы с уважением относимся к вашей частной жизни. Просим и вас с пониманием отнестись к авторскому праву на литературную редакцию ваших слов.

Ченнелинг от 20.11.17 г.

А.: Какой вид обучения лучше подходит моей дочери: на дому, в обычной среднеобразовательной школе или в учебном заведении для одаренных детей, где к каждому ребенку индивидуальный подход?

Крайон: Встречая и провожая дочь из школы, ты можешь определить, какие дети с ней учатся: обычные или одарённые?

А.: Нет.

Крайон: Именно поэтому в Новом Времени важно не делить детей на «обычных» и «особенных». Если у родителей есть материальный достаток, они могут решить: наш ребёнок наверняка одарённый, отдадим его в платную школу за высоким забором. Чаще всего такие решения принимаются из гордыни. Возникает вопрос: где в этой ситуации осознанность? В среднеобразовательной школе нестандартно мыслящих детей гораздо больше, чем в дорогостоящем учебном заведении, огражденном от внешнего мира.

А.: Может, мне рассмотреть вариант домашнего обучения?

Крайон: Твоя задача научить её выстраивать диалог с миром.

А.: Согласна, поэтому я и отдала её в обычную школу, чтобы было общение со сверстниками.

Крайон: В классе твоей дочери восемь человек с таким же нестандартным мышлением, как у неё, но их родители этого не знают. Пусть у неё будет выбор - именно коммуникация с разными детьми помогает ей развиваться. Расскажи, как ты обучаешь её диалогу с миром? Вот вы идёте после школы домой и она рассказывает тебе о том, что происходило в течение дня…

А.: Обычно она рассказывает, какие оценки получила.

Крайон: Хочу сказать про бальную систему оценивания знаний. Важно объяснить ей, что оценки ничего не значат - это всего лишь правила игры – чтобы она не испытывала переживаний, связанных с тем, как ее кто-то оценивает. Скажи ребёнку, что, на самом деле, нет ни хорошей, ни плохой отметки. Оценка – просто одно из правил.

А.: Тогда она начнет несерьёзно относиться к учёбе.

Крайон: Есть личная ответственность и тебе важно рассказать об этом. Скажи дочери: «Если мы выбрали играть по этим правилам, нам важно им следовать. Пожалуйста, обращай внимание на свои ощущения, а не на оценки. Отметка в дневнике отнюдь не показатель уровня твоих способностей. Знай, ты очень талантлива». Приведи пример, где оценки расстраивают тебя или её.

А.: Меня озадачивают низкие оценки, полученные не в школе, а в секции карате – за поведение. Сэнсэй говорит, что она не слушается и отказывается выполнять элементарные правила дисциплины. Она не признаёт никаких рамок, ограничений, и дома я стараюсь давать ей полную свободу. Пусть проявляет себя, как хочет: бесится, дурачится… Как мне быть в этой ситуации?

Крайон: Ты можешь ей сказать: «В карате есть определённые правила, довольно жесткие. Как думаешь, почему тебя наказывают за поведение?» Предположи, что она ответит?

А.: Меня мальчики толкали, щипали - это они виноваты, а не я.

Крайон: Скажи ей: «Ты можешь с ними договариваться». Научи её выстраивать личные границы. Предложи ей фразы, которые могут помочь: «Ребята, я люблю играть, бегать, прыгать, но сейчас я хочу научиться карате». Напомни дочери: «Ты пришла сюда, потому что сама захотела учиться восточным единоборствам». Важно вызвать у ребёнка интерес и радость от получения новых знаний и навыков, а не от высоких отметок в дневнике. Старайся отсоединять мышление ребёнка от оценки, это улучшит его успеваемость. Если ребёнок станет получать знания из радости, хорошие отметки будут появляться, как грибы после дождя. Требование «пятерок» может загнать процесс обучения в узкие рамки, которые приведут к систематическому списыванию и обману.

А.: Как вести себя с педагогом, который преподает непрофессионально? У нас была ситуация, когда учительница английского языка унижала мою дочь-билингва перед классом, могла задать ей некорректный вопрос или высмеять.

Крайон: Как зовут учительницу?

А.: Я не помню.

Крайон: Лучше знать имя педагога, чтобы показать своё уважение к нему. Научи дочь сочувствовать слабым. Скажи ей: «Твоя учительница (имя) чувствует, что ты сильнее её, именно поэтому она так себя ведёт. Какие эмоции важно дать человеку, который чувствует себя слабым? Возможно, лучше всего будет, если сейчас мы пожелаем ей уверенности в себе. Ты можешь выстроить новые отношения с ней. Знай, она так себя ведёт, потому что ты талантлива, она волнуется и чувствует себя неуверенно из-за этого. Она совершает такие странные для взрослого человека поступки, потому что напугана твоими знаниями. Давай вместе посочувствуем ей». Можно усадить напротив ребенка мягкую игрушку и адресовать ей слова понимания и сочувствия, предназначенные преподавателю. Или взять красивую открытку и вместе написать слова признания роли учителя в жизни ребенка и понимания его действий. Открытку вручать никому не надо. Эти простые упражнения помогут с лёгкостью выйти из противостояния, возникшего между учителем и ребенком. И на уроках английского языка не придётся применять приёмы карате.

А.: Благодарю.