«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 16:1) – так евангелист Марк рассказывает о женах-мироносицах – верных ученицах Христа. Они следовали за Ним во время Его земной проповеди и после распятия не побоялись прийти к гробу своего Учителя для того, чтобы помазать Его тело благовонными маслами и миром. «Войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16:5-6) – так мироносицы первыми узнали о воскресении Христа из мертвых.
Православная Церковь почитает жен-мироносиц и третье воскресение по Пасхе посвящает их памяти. В современной российской действительности за этим днем закрепилось название «православного женского дня». Накануне этого прекрасного праздника хочу поговорить о месте женщины в Православной Церкви, о феминизме, «женском священстве» и прочих моментах этого праздника.
Живучий миф
Со времен воинствующего атеизма существует устойчивый миф о том, что женщина занимает в Церкви униженное положение. Да и вообще Церковь достаточно пренебрежительно относится к этому «сосуду греха». Жаль, что в наше время зачастую старый миф восстает из пепла забвения. Часто в защиту этого атеистического мифа приводятся разные цитаты из святооческой литературы, в которых встречаются не самые добрые высказывания о женщинах. Вспомним хотя бы «Слов на усекновение главы Иоанна Предтечи» великого святителя Иоанна Златоуста. Обличая Иродиаду, святитель «в красках» рассказывает о женщинах: «женщина нетерпеливое животное, неисцельный недуг, неукротимый зверь»[1]. При желании можно, конечно, найти еще множество подобных цитат, особенно из аскетической литературы. Но все эти цитаты нужно понимать в контексте сказанного. Святитель Иоанн Златоуст обличал Иродиаду и прочих злых женщин. Монахи стремились удержать своих собратьев от падений и также красочно описывали все опасности, которые исходят от женщин. Но учение Церкви о роли и месте женщины в целом другое.
«Белые платочки»
Священное Писание говорит нам о том, что жена была создана как помощница Адаму. «Кость от костей моих, и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23) – говорит Ветхий Завет о создании женщины. Быть помощницей и «хранительницей очага» — вот задача женщины. В новейшей истории Церкви есть прекрасный пример этого служения. «Церковь белых платочков» — это выражение о нашей Церкви советского периода. «Белые платочки» — это советские прихожанки, женщины, которые не боялись ходить в храм, несмотря ни на что. И именно эти «белые платочки» смогли сохранить нашу Церковь в непростое время. В этом и заключается задача женщины и ее служение в нашей Церкви.
Но как всегда есть НО. Мы живем в непростую эпоху подмены ценностей, когда роли мужчины и женщины перепутались друг с другом. Женщины в результате феминизации стали не только носить брюки, но и … захотели стать священниками.
Папа Франциск в «окне Овертона»
Во многих протестантских церквях на протяжении XX века появилось так называемое «женское священство» и даже «женский епископат». Многие сторонники этого «канонического безобразия» ссылаются на древнюю практику существования диаконисс в Церкви. Да, в Древней Церкви существовал институт диаконисс. Задачи у них были достаточно обширные: «в обязанности дьяконисс входило смотреть за дверьми в храм, наблюдать за поведением девиц и вдов, помогать священнику при крещении, помазывая миром различные части женского тела (кроме лба), а также заботиться о больных и неимущих, присутствовать при беседах женщин и священников, совершаемых наедине, и др.»[2]
Но они никогда не совершали богослужение!
Папа Франциск, известный своими эпатажными заявлениями и не менее экстравагантными поступками, «обещал подумать о рукоположении женщин»[3]. Конечно же, тут же была сделана оговорка, что «папа Франциск пока не готов возводить женщин в диаконский сан». Но это уже не так важно. Главное –подвинуть окошечко Овертона в нужную либеральную сторону. Ведь в «окне Овертона» то, чтобы о чем-то говорили.
Аргументы «против»
Существует несколько традиционных аргументов против рукоположения женщин. Все они прекрасно рассмотрены в статье проректора Киевской Духовной Академии Владимира Буреги «Проблема женского священства в современном протестантизме»[4].
Во-первых, женщина была создана как помощница мужчине, что говорит о ее подчиненном по отношению к мужчине статусе. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2 :18).
Во-вторых, священник является образом Христа, а Христос был мужчиной. «В типологии богослужения непрерывное Предание Церкви безо всякого исключения поручило лишь определенным мужчинам служение жертвеннику в качестве священников, которые традиционно представляют пред телом Христовым – Церковью – его Главу и Господа, Великого Архиерея Иисуса Христа»[5].
И, наконец, третий аргумент против — это особенности «женской природы». У мужчины и женщины разные призвания. «Роль пастыря (как руководителя общины) ближе мужской природе, в то время как призвание женщины прежде всего в материнстве. Это не означает неравенства полов, а указывает на различия, коренящиеся в самом творении и в Божественном плане спасения человека»[6]. Из этого особого призвания женщины вытекает и еще одна важная проблема, связанная с невозможностью женщине быть священником. Речь идёт о менструальных циклах, «традиционно понимавшиеся Церковью как время «нечистоты». В такие периоды (равно как и в преддверии и непосредственно после родов) женщины не могут участвовать в богослужебных собраниях, и это очевидным образом препятствует их призванию к пастырскому служению»[7].
Само собой, у сторонников рукоположения женщин есть свои контраргументы и аргументы «за». Об этом можно много спорить, но, если задуматься, то мы поймем, что спорить не о чем. Просто потому что и так все понятно. Лично мне очень понравилась мысль отца Александра Шмемана по этому вопросу: «Почему так слабы тут <…> все «доказательства»? Не потому ли, что все самоочевидное (религиозно) не доказуемо? Ибо самоочевидность укоренена в «светлом знании», в причастии «уму Христову». А доказательства, чтобы быть доказательствами, должны развертываться в темном знании , в логике «мира сего»[8].
Иными словами, живите со Христом и во Христе и не будет у Вас проблем с «доказательствами». Да и самой проблемы возможности или невозможности женского священства не будет стоять. Будет просто понятно, что это абсурд.
Поставьте все на свои места. Пусть мужчина будет мужчиной, а женщина женщиной. Пусть все занимаются тем, чем должны заниматься. И все это должно быть христоцентрично, то есть выстроено вокруг Христа. Тогда все встанет на свои места. А ведь места эти очень хорошие и почётные, как мы уже успели выяснить сегодня.
[1] http://www.pravoslavie.ru/1774.html
[2]http://orthodox_enc.academic.ru/190/%D0%94%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0
[3] http://www.bbc.com/russian/society/2016/05/160512_vatican_pope_female_deacons
[4] http://www.pravoslavie.ru/51154.html
[5] http://www.pravmir.ru/mesto-zhenshhiny-v-pravoslavnoj-cerkvi-i-vopros-o-xirotonii-zhenshhin/
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] http://predanie.ru/shmeman-aleksandr-protoierey/book/70829-dnevniki/
Оригинал: http://protoinfo.ru/o-zhenah-mironositsah-vyisokom-sluzhenii-i-pochemu-zhenshhina-ne-mozhet-byit-svyashhennikom/