Так вот, на мой взгляд, для рядовых членов комсомола вышеперечисленная польза от своей прежней организации действительно имела место. Но если те же слова применить к бывшим комсомольским деятелям, тут - извини-подвинься! То есть они там, конечно, тоже состояли-учились-приобретали, как и все прочие. Но с их стороны отсылки только к этому опыту - это совершенно сознательная и циничная попытка умолчать о том, что в первую очередь ВЛКСМ - Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи - был идеологической организацией, а они сами были не хозяйственными, а идеологическими работниками.
В этом смысле тогдашние профсоюзы в лице ВЦСПС были гораздо более организационно-хозяйственной структурой, нежели ВЛКСМ. Другое дело, что в советское время идеологические организации имели приоритет перед хозяйственными. А значит, предоставляли больше возможностей для карьеры.
Поэтому нечего сегодня рассказывать мальчикам и девочкам про абстрактные “социальные лифты”. Чтобы попасть в этот “социальный лифт”, нужно было либо действительно верить в коммунистические идеалы, либо умело имитировать такую веру, сопровождая это ритуальными клише. Существенная часть комсомольских деятелей эту веру имитировала. Именно поэтому они с легкостью отказались и от “всесоюзного”, и от “ленинского”, и от “коммунистического”, оставив себе только аморфное “союз молодежи”.
И поэтому же из существенного числа комсомольских деятелей выросла плеяда бизнесменов, раздербанивших бывшую всесоюзную собственность (привет, освобожденный замсекретаря комитета комсомола МХТИ М.Б. Ходорковский!), и политиков, с легкостью имитировавших идеологию, приносящую карьерный рост. Чтобы их увидеть, достаточно в день рождения комсомола попасть в Москве на торжественный концерт, где исполняются песни, которые с содержательной точки зрения не имеют никакого отношения к сегодняшней деятельности людей, сидящих в зале. Успешных людей - по меркам сегодняшнего капиталистического общества.
Как ни странно, но залог возможного успеха сегодняшних профсоюзов заключается не в том, чтобы продолжать считать себя той же самой хозяйственной организацией, что и в советский период. Просто потому что хозяйственных организаций (в виде бизнес-сообществ) теперь хоть пруд пруди. К тому же хозяйственный успех советских профсоюзов основывался на преференциях, полученных от советской власти (сегодня с преференциями у профсоюзов негусто). А вот с идеологическими организациями в России сейчас дело обстоит гораздо хуже. Если оставить за скобками организации, которые на государственные гранты или завуалированную западную помощь имитируют патриотизм, инновации и заботу о простых гражданах, то в легальном остатке идеология защиты простого человека есть только у профсоюзов.
Другое дело, что у некоторых наших коллег эти идеологические принципы ограничиваются голой декларацией. А на практике - в приоритете бизнес и карьера. И в этом смысле опыт ВЛКСМ - причем в первую очередь негативный, а не позитивный - это урок и для профсоюзов. Как и для любой структуры, в которую иногда приходят люди, чтобы поматросить и бросить. Или - если говорить современно - использовать как “социальный лифт”.
Александр Шершуков, главный редактор "Солидарности"