Найти тему
Узнай Россию

Навстречу Богу на скейте: один день из жизни семинариста

Как живут, куда ходят и под какую музыку танцуют студенты духовной академии.

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

Как мы представляем себе студента семинарии? - Корпящим над Евангелием скромным молодым человеком в рясе. Но оказывается, в 21 aвеке семинаристы не только изучают Священное Писание, но и катаются на скейтборде, делают селфи на крышах и гуляют до утра, наслаждаясь петербургскими белыми ночами. «Века прошли, а стереотипы остались», - шутят они. Студент Санкт-Петербургской православной духовной академии Влад Григорович считает, что у каждого семинариста есть своя неповторимая история, и решился рассказать Russia Beyond свою.

«С самого детства я болел за петербургскую футбольную команду Зенит, и папа мечтал отдать меня на обучение в их академию. Спустя много лет я приехал в Петербург поступать, правда, попал совсем в другую академию – духовную», – говорит Влад. 
© Руслан Шамуков
«С самого детства я болел за петербургскую футбольную команду Зенит, и папа мечтал отдать меня на обучение в их академию. Спустя много лет я приехал в Петербург поступать, правда, попал совсем в другую академию – духовную», – говорит Влад. © Руслан Шамуков

«Не думаю, что я пришел в церковь, скорее, Бог меня привел»

Влад никогда не думал, что будет учиться в академии, в детстве он мечтал быть спасателем. «Когда я был ребенком, отец водил меня в храм небольшого сибирского города, где мы жили, и мне нравилось, что там очень тихо и красиво. Отца не стало, когда мне было 13, и в семье все стало постепенно рушиться. Однажды ночью я очень долго не мог уснуть, размышляя о том, почему люди страдают, решил помолиться, и мне стало легче».

Эта ночь стала поворотным моментом в жизни Влада: он начал ходить в храм, помогал батюшке как пономарь. «Однажды мне сказали, что из меня бы вышел хороший священник. Но тогда я только отшутился: даже в колледж, где учился, не мог прийти без опозданий к 1 занятию, какая тут духовная академия! Но позже я осознал, что это мой путь. Не думаю, что я пришел в церковь, скорее, Бог меня привел.

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

Влад учится на втором курсе. Живут все семинаристы по расписанию: в будние дни ранним утром – совместные молитвы, потом завтрак. У каждого студента остаётся полчаса до учебных занятий. После трех занятий и обеда остается свободное время, а в 22.00 начинаются вечерние молитвы. По субботам и воскресеньям семинаристы ходят на службу в храм.

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

 «Еле удержался, чтобы не начать танцевать!»

Особая страсть Влада – это скейтбординг. «Я люблю кататься, потому что получаю драйв от быстрой езды с маневрами. Это один из лучших антидепрессантов в наше сумасшедшее время».

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

Почти все друзья Влада – семинаристы, они часто обсуждают учёбу, заводят философские беседы, любят гулять по центру Петербурга. Влад часто приводит их в «атмосферные» места, например, в антикафе или в независимые книжные магазины.

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

Владу нравится Виктор Гюго: «он был настоящим христианином и глубоко переживал за каждого персонажа» и Ремарк: «никто так правдиво не писал о дружбе, как это сделал он в ‘Трех товарищах’».  

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

Влад увлекается музыкой, любит классику – Вивальди, Шуберта, и современную музыку, талантливые саундтреки, например «Интерстеллар» от Hans Zimmer. Академия часто дает семинаристам билеты в филармонию, капеллу или в концертный зал Мариинского театра. «Однажды я был на джазовом концерте и еле удержался, чтобы не начать танцевать прямо в зале.»

Влад с детства занимается футболом и теперь тренируется вместе с командой академии, несколько раз в сезон проходят товарищеские матчи с детьми из детских домов и колоний. Для Влада это повод пообщаться с ними и ответить на их вопросы о Боге.

Несколько месяцев назад Влад начал фотографировать, но скромно говорит, что совсем не понимает, как устроен фотоаппарат, а просто старается ловить момент, эмоцию человека, запечатлеть свой взгляд на то, что люди часто не замечают в спешке.

«Больше, чем университет»

Чтобы попасть в Санкт-Петербургскую православную духовную академию, каждый студент проходит личное собеседование с ректором. Собеседование ждет студента и в том случае, если он решится жениться. Несколько дней назад благословение на брак получил друг Влада Сергей. «Это очень древняя традиция. Бывали случаи, когда ректор просил пару подождать полгода, и через 6 месяцев они разошлись», – рассказывает Влад.

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

В академии все семинаристы выполняют послушание: кто-то ведет профили академии в социальных сетях, а Влад проводит экскурсии по учреждению для всех желающих, его любимая локация – библиотека. Здесь собрано более 300 тысяч книг: помимо классической и христианской литературы хранятся ценные экземпляры, которым более 300 лет, например, Богослужебное Евангелие 18 века в специальной оправе.

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков
«Академия для меня больше, чем просто университет. Не все выпускники становятся священнослужителями после окончания академии, и первичная задача за время нашего обучения – воспитать в себе настоящего христианина.»

На каникулы Влад любит уезжать от городской суеты в мужской монастырь Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. «Это место стало для меня родным, здесь тихо и здесь же я нашёл своего духовного наставника – отца Андрея. Я могу задать ему любой вопрос о церковной и мирской жизни и знаю, что получу мудрый ответ».

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков

«Это самое настоящее счастье»

Есть у семинаристов важная традиция – социальная практика. Каждое воскресенье Влад ездит в реабилитационный центр «Линия жизни», проводит там духовно-нравственные лекции для людей, потерявших смысл жизни, наркоманов на реабилитации, бездомных, безработных.

© Руслан Шамуков
© Руслан Шамуков
«Однажды я вернулся в родной город, и друзья позвали на вечеринку отмечать Новый год. Там я разговорился с одним человеком на богословскую тему и вдруг заметил, что нас окружило много людей. Ребятам я не стал говорить, что учусь в семинарии, но все начали задавать мне вопросы о вере и Боге. Мне кажется, сегодня многие нуждаются в вере и надежде, но не обращаются к религии из-за стереотипов, которые родились еще во времена СССР, но живы до сих пор. Осознание, что я могу менять эту ситуацию, общаясь с людьми, приносит мне самое настоящее счастье.»