В конце ноябре – начале декабря 1994 г. президент подписал 2 указа, которые регулировали правовые аспекты предстоящей операции. Для ее осуществления была сформирована Объединенная группировка войск армии, МВД и погранвойск под общим командованием Грачева. В Генштабе разработали следующий план войсковой операции:
1-й этап: с 26 ноября по 6 декабря 1994 г. создать группировку сил МО и МВД на моздокском, кизлярском и владикавказском направлениях, которая должна быть выведена на исходные позиции к 5 декабря;
2-й этап: с 7 по 9 декабря три войсковые группировки выдвигались к Грозному и брали город в кольцо блокады;
3-й этап: с 10 по 13 декабря войска Южной и Северной группировок захватывали все стратегически важные объекты чеченской столицы, включая Президентский дворец;
4-й этап: с 14 по 20 декабря армия должна была уничтожить остатки дудаевских формирований и предать зоны ответственности внутренним войскам.
Грачев заявлял, что сможет взять Грозный за несколько часов силами ВДВ. Утопичный план молниеносной операции строился на неверных разведывательных данных, предоставленных армии ФСК. Считалось, что силы Дудаева насчитывают 2-3 тысячи человек, вооруженных стрелковым оружием. Это мнение озвучивал и Хасбулатов, октрыто утверждавший, что чеченские формирования не является серьезной военной силой. На самом же деле картина выглядела совершенно иначе. Причем, довольно странно, как при планировании операции могли забыть директиву № 316/1/0380 от 28 мая 1992 г. о передаче Дудаеву оружия и военного имущества, равно как и боевой опыт применения чеченских формирований в Абхазской войне. На конец 1994 г. вооруженные силы Ичкерии имели в своем составе:
Президентская гвардия – около 2 тыс. чел.
«Абхазский» дшб Басаева, «Мусульманский» бат. КНК, Галанческий полк Гелаева, Шалинский полк Исаева, горно-стрелковый полк Арсанукаева – около 1,5 тыс. чел.
Подразделения МВД – 3,5 тыс. человек
Иностранные добровольцы – около 1,5 тыс. чел.
Кроме того, на разных стадиях формирования находились войсковые подразделения общей численностью 13 тыс. чел., а силы ополчения насчитывали около 40 тыс. чел. Таким образом, общая численность сил Дудаева составляла примерно 3 дивизии, на вооружении у которых находились: 42 танка Т-62 и Т-72, 34 БМП-1 и БМП-2, 30 БТР-70 и БРДМ, 44 МТ-ЛБ и 942 автомобиля, 18 систем «Град», 139 артиллерийских орудия (в том числе 30 120-мм гаубиц Д-30, а также САУ противотанковые оружия МТ-12), 590 единиц противотанковых средств (в том числе 2 ПТРК «Конкурс», 24 ПТУР «Фагот», 51 ПТУР «Метис» и 113 РПГ-7)
Практически сразу же Грачев и Ельцин столкнулись с серьезной проблемой – бунтом генералом. Высший генералитет отказывался командовать операцией по «разоружению незаконных формирований». С самого начала открыто против ввода войск выступил генерал Б. Громов. Затем отказался выполнять свои обязанности командующий Северо-Кавказским ВО генерал А. Митюхин, которого Грачев назначил командовать операцией. Первый зам командующего сухопутными войсками генерал Э. Воробьев наотрез отказался заменить Митюхина. В итоге удалось уговорить генерала А. Квашнина, который, как один из авторов операции, по-видимому не смог отказаться от предложенной чести. Начальником штаба у Квашнина стал Шевцов.
По плану уже 13 декабря Грозный должен был быть взять, чеченцы разгромлены, а Джохар Дудаев пленен. Но в реальности к этой дате войска не смогли выйти даже на подступы к столице. Армия несла непредвиденные потери, а правительство Дудаева безуспешно пыталось вступить в переговоры с Москвой. Ельцин отказывался встретиться с президентом Чечни, заявляя, что согласен только на полную безоговорочную капитуляцию противника.
К середине декабря стало очевидно, что первоначальный план операции провалился. Теперь генерал Грачев заявлял, что на решение чеченской проблемы ему нужно минимум полгода. По свидетельству генерала Трошева, проведенный в штабе ОГВ анализ операции выявил несколько главных просчетов: сводные необученные воинские части оказались небоеспособны, младший и средний офицерский состав был неподготовлен к ведению боевых действий, взаимодействие между силами армии, МВД, ФПС и ФСК отсутствовало, устаревшая боевая техника постоянно ломалась, а войсковая разведка не велась, поскольку предназначенный для этого подразделения охраняли командные пункты. Корень же всех проблем крылся в том, что ОГВ не собиралась воевать с чеченцами, по замыслу командования отряды Дудаева должны были разбежаться при приближении регулярных частей российской армии.
Однако каких либо оргвыводов из проделанного анализа сделано не было, свидетельство чему стал штурм Грозного. Командование ОГВ решило сделать подарок Грачеву, взяв столицу «мятежников» ко дню рождения министра – 1 января.
Печально знаменитый новогодний штурм вошел в историю как одна из самых неудачных операций российской армии за всю ее историю. Создавалось впечатление, что командование не только не имеет опыта борьбы с душманами в Афганистане, но ничего не знает о том, как штурмовали города в ходе Второй мировой войны.
В чем причина подобного очень странного отношения к ведению боевых действий, до сих пор неизвестно. После прочтения мемуаров Трошева создается странное впечатление: все видели, все знали, все понимали, но делали ровно наоборот. Новогоднему штурму Грозного в воспоминаниях генерал посвящена целая глава - «Операция без названия». Достаточно привести две цитаты: «Даже беглая характеристика всех этих оборонительных сооружений не оставляла никаких надежд, что боевики так легко не сдадутся» и «То, что операция действительно готовилась наспех, без реальной оценки сил и средств противника, - это факт». Эти предложения находятся на одной странице, их разделяет несколько абзацев текста.
После перегруппировки и смены командования войска вновь пошли на штурм. Бои за Грозный продолжались больше месяца. В конце января 1995 г. командующий группировкой «Север» генерал Рохлин смог взять Президентский Дворец и водрузить российский флаг на обугленном здании резиденции Дудаева. Однако только 6 марта федеральные силы смогли занять все территорию Грозного, и контролировать ее в дневное время. Единственным местом в Чечне, где командование ОГВ владело обстановкой круглосуточно, были аэропорты Северный и Ханкала.