В прошлой статье я затронул период инициативы немецких войск – 1941 и 1942 год. Они стали переворотом понимания слова «война» для немецких солдат. Но первые два года войны не были столь значительными в истории, как 1943 и вероломный 1944 год.
1943 год.
Начало года ознаменовали тяжёлые сражения, не приносящие значительных результатов. На северном фронте, советские войска стремительно истощали крупную группировку немецких войск. Дело усложнялось ещё и тем, что техника с трудом передвигалась по сугробам.
Припасы сбрасывались с самолётов, а экипировка иногда соответствовала пустынным условиям, но никак не суровым зимам.
Танки Panzer III и Panzer IV испытывали нехватку снарядов, топлива и запчастей. Требовалось техническое обслуживание. По этой причине, на передовой находилось менее половины боеспособных машин, а экипажи воевали едва ли не посменно, сдавая очередь по мере ранений и психологических потрясений.
Весной проблемы снабжения частично решались, но грязь становилась вторым врагом после советских войск. Она часто залипала в траках, а в марте, с самого утра, чуть ли не намертво замерзала. Это не приводило к потере машины, или к критическим поломкам, но однозначно добавляло хлопот.
В боях же, Т-34 становились менее серьёзными противниками… Их пушки оставались опасными, но броня не выдерживала попадания 75 мм и более крупных снарядов длинноствольных орудий. Это дало своего рода паритет. Но если бы предлагали пересесть на трофейный Т-34, решение далось с огромным трудом…
С одной стороны, лучшая подвижность, надёжность, пусть и менее комфортное внутреннее убранство. Но вся тяжесть выбора была в том, что даже свои, могли спутать Т-34 немецких танкистов, с вражеским. Подобные случаи бывали не раз, ведь на большой дистанции виден только силуэт танка, а опознавательные знаки оставались незамеченными.
С наступлением лета, в войска активно стали поступать новые боевые машины: «Тигр», «Пантера», «Фердинанд». Они были чуть ли не огромные, мощные. Однако первые дни использования буквально давали головную боль. Двигатели часто ломались, сложная подвеска была непростой в обслуживании, и так далее по мелочи…
Другой стороной стало то, что танки уверенно защищали экипажи, оставляя танкистов живыми. В таких условиях наибольшим кошмаром стали мины, засады артиллерии и танков. В таком случае, никакая техника не могла гарантировать хотя бы относительную безопасность.
Конец года стал наиболее изнурительным… Проиграв Курскую битву, приходилось всё время отступать. Некоторые новейшие танки приходилось уничтожать, чтобы они не достались противнику.
Что касательно технической части – всё постепенно налаживалось. Двигатели реже ломались, а трансмиссии не так часто перегревались, едва ли не сжигая ноги водителя и радиста.
Бои проходили примерно следующим образом: сегодня целая лавина советской пехоты, танков и снарядов, а завтра мы пытаемся контратаковать, ненадолго удерживая захваченную позицию. Но увлекаться не стоило, ведь сунешься дальше и погибнешь смертью глупца. По этой причине, немецкие танкисты не действовали в одиночку, и где был хотя бы один «Тигр», обязательно ждал второй, не считая более слабые боевые машины.