Мотивация в каждом конкретном случае, с каждым человеком, специалистом, кандидатом - это целая история.
Системно представлю так:
1. Типы труда: физический труд и интеллектуальный труд. При чем инструментами труда в прямом смысле, что человеку самому доступно, могут быть тело, руки и мозг. Вам надо определить чем и как вы предпочитаете трудится (убираем все инструменты эпохи НТР). Соответственно сейчас мы прошлись по уровню конкретному, ясному, уровню физических величин, таких осязаемых и ясных. Вы можете быстро проверить свою мотивацию, занявшись телом в цирке, руками в мастерской, мозгом в научной лаборатории. Теперь переложите к функционалу в своей профессии, должности, найдите специализации внутри и там также обнаружите, в каком направлении есть больше тела, рук, мозгов или % соотношения типов труда. Далее - выбор за вами.
2. Объекты труда - то ли с людьми, то ли с информацией и бумагой, то ли с мат. объектами, то ли с языком, то ли с образом, то ли с техникой вам хочется работать. Влиять на них, преобразовывать и т.д. Это важно понимать, чтобы также в своей стихии и деле определить то направление, которое ближе и здесь развиваться. Например, среди продажников есть больше аналитики (поиск и анализ информации, а затем в бой - переговоры), а есть - сплошные коммуникаторы - главное с людьми и что получится в итоге.
3. Перейдём к другой составляющей - типы коммуникаций, общества, окружения на работе. Здесь уже важно понимать в каком типе структур, виде компаний и их команд вы готовы работать, именно с отдачей работать. Где будете просто цвести и пахнуть, раскрывать весь свой потенциал. Например, кому-то очень подходят типы коммуникаций семейного типа, кому-то - официоз больших структур, кому-то бюрократия бюджетных организаций., кому-то важно быть одному и создавать отношения на расстоянии, а кто-то только на равных и партнерстве. По сути речь идёт о среде обитания и труда в ней, которая также будет на вас влиять и это надо учитывать в выборе своего пути реализации. Сюда же и мотивация на тип управления компанией, и типы руководителей и т.д.
4. Отношение к результату и процессу. Именно ваше отношение, что для вас важнее в деятельности. Например, вы едите в Сомали. Для вас важнее сам процесс поездки и качество ее организации (не подкопаешься), или результат, который планируете получить от встреч в этой стране (если получится). Скорее всего у мотивации на результат получатся все встречи, но с риском неудобства и качества процесса, а у мотивации на процесс - получится поездка без сучков и задоринки. Для кого, что важнее. Также и в вашем деле есть процессные задачи, или задачи на результат. Отсюда и мотивация на графики, режим, планы, критерии деятельности. Понимаешь это и изучаешь функционал труда и что там важнее - качество процесса ежедневно или результат по срокам?
5. Познание нового или закрепление изученного. Очень важно понимать, что вы для себя, своего развития получаете от данной деятельности, должности, задачи. Кому-то важно повышать свою квалификацию постоянно, больше брать объем и ответственность и сама профессия этого требует, кому-то главное - закреплять, оттачивать и лишь менять среду труда, в этом будут изменения и они достаточны. Это важно, чтобы не было потом внутренних конфликтов от нагрузок и темпа в работе. Отсюда вытекает нормированность и ненормированность труда.
6. Очень высокий уровень мотивации, вернее ее понимания вами самими у себя - это ценности. В процессе жизни рано или поздно мы начинаем осознавать их все больше и больше и наконец-то с нас сходит пелена о том, что главное внешние стимулы к работе (деньги, условия, карьера, комфорт, близость к дому и т.д.). Мы начинаем понимать, что когда наша основная ценность с легкостью реализуется в том или ином рабочем месте или деле, то наступает момент истины, и мы счастливы от своего труда. На работу - как на праздник! Ну например, мы ценим свободу и работа нам даёт свободный график или самостоятельность в планировании во времени, работа на результат, а коммуникации на расстоянии. Обычно, для людей с ценностью "сводода" все сходится. Но, если для вас важно быть в коллективе, быть в общении и обратной связи, ваша ценность другая, назовём ее "общность". И вот уже рисунок мотивации меняется...
Конечно же это укрупненно и часть сложной системы мотивации человека. А остальное, что не внутри, а во вне и придумана другими для организации труда с КПД - это система стимуляции.
Не путайте.
Почему об этом пишу? Потому что всё больше в интервью и в работе с кандидатами мы стараемся переосмысливать свою мотивацию, чтобы найти достойную работу, и не иначе. Это не просто рассмотрение вакансий, это целая работа над собой и с представленной информацией.
Поиск работы - это тоже работа и чаще всего - над собой. На этой почве зарождаются планы изменений, которые приводят к результату.
А как это происходит у вас? Какая у вас эта внутренняя мотивация или уже своя система?