Найти в Дзене
OVER 9000

Быстро темнеет масло? Это хорошо!

Оглавление

А неделю мы начнём, друзья, с очередного "вечного". И сегодня расставим точки над вопросом о потемнении масла. Для начала чуть-чуть теории, а потом к чётким ответам на главные вопросы. Давайте сразу оговоримся: в данной заметке мы будем рассматривать только синтетическое моторное масло, как наиболее распространённое на сегодняшний день для легковых автомобилей. Итак.

Чем же синтетика так крута?

Так как мы не упоротые сектанты с различных клубов моторных масел, то буквально в двух словах и поверхностно. Так оно будет только понятнее, уверяю. Любое синтетическое моторное масло - это куда более сложный продукт, чем минеральное. И основное отличие заключается в принципиальном техпроцессе изготовления. Если "минералка" и "полусинь" делается непосредственно на основе нефтяных продуктов, то "фулли-синтетик" масло изготавливается на основе органического синтеза компонентов. Кстати, что касается полусинтетики, то здесь тоже, как всегда, маркетинг валит крутыми терминами наповал. Ибо собственно синтетической основы в них - в лучшем случае не более 30%. Это в лучшем. Что же касается полностью синтетических основ, это даёт куда больше бонусов по сравнению с вышеупомянутыми устаревшими конкурентами. Как минимум, низкая вязкость при минусовых температурах, высокая устойчивость к формированию отложений при нагреве и т.д.

общая схема изготовления смазывающих нефтепродуктов (фото: Kumez, Wikipedia.org)
общая схема изготовления смазывающих нефтепродуктов (фото: Kumez, Wikipedia.org)

Конечно, положа руку на сердце, все понимают (все, кроме вышеупомянутых "клубберов", разумеется - у тех всегда своя атмосфера): даже крутые синтетические основы сами по себе не имеют волшебных свойств. Как минимум потому, что даже сам по себе термин "полностью синтетическая основа" - тоже большой вопрос. Поймите, ни один мировой нефтегигант никогда не признается, что таки бодяжит нефтяную (или газовую) компоненту в якобы стопроцентно-синтетические основы для масел. Потому что это бизнес, а на ваши машины им плевать. Активное подмешивание нефте- и газоосновы (некоторые производители, кстати, этого и не скрывают) дешевле на потоке и плюс, выгоднее для собственного же нефтепроизводства - вспоминаем основное направление деятельности мировых брендов по маслам. Но верные маслорелигии хомячки всё равно аплодируют очередной "нано-разработке", и из года в год верят в магические свойства распиаренной жижи для мотора. Впрочем, лечить все хвори автомобиля чудо-жидкостями - это наше национальное, чего уж там. Ну да ладно. Это, так сказать, краткая вводная, а теперь к практике.

Почему же тогда так быстро темнеет?

А причина, как всегда, на поверхности. Внимательный читатель наверняка обратил внимание, что выше я оперировал понятием "синтетическая основа", а не "масло". Всё потому, что в эти ваши любимые синтетические масла добавляется неимоверное количество присадок. Сколько именно? Опять же, здесь никто не признается, но формально процент таковых может доходить до 25%. То есть, четверть объёма самого крутого "нано-масла" составляют присадки. Зачем они нужны? А вот для того и нужны, дабы обеспечивать маслу (уже маслу, да - не отдельно основе) все те чудотворные характеристики что так здорово описаны на рекламных этикетках.

совершенно нормальный рабочий цвет синтетического масла в современном моторе. После тройки-пятёрки тысяч пробега от замены он и должен быть таким, или чуть светлее. Это говорит лишь о том, что присадки работают как положено, а не как попало. (фото: billandelaine.co.uk)
совершенно нормальный рабочий цвет синтетического масла в современном моторе. После тройки-пятёрки тысяч пробега от замены он и должен быть таким, или чуть светлее. Это говорит лишь о том, что присадки работают как положено, а не как попало. (фото: billandelaine.co.uk)
  • Во-первых, предотвращение оседания грязи. Львиную долю пакета присадок (около половины объёма) составляет диспергент. Как видно из названия, он призван удержать всю вымытую из мотора грязь в дисперсионном состоянии (в виде взвеси в самом масле). То есть, не позволить ей налипнуть обратно на детали двигателя. После чего все вымываемые частицы легко улавливаются масляным фильтром, что и требуется.
  • Во-вторых, это собственно моющая функция. До трети от объёма присадок. Здесь всё очевидно: вбирать в масло грязь и нагар, дабы слить всё это через пробку при замене, а не оставить на поверхностях двигателя. Как вы уже догадались, первая функция (диспергирующая) напрямую связана со второй, моющей.
Ну или если хотите - так. Зато на щупе маслице всегда как новое! :) (фото: motor-talk.de)
Ну или если хотите - так. Зато на щупе маслице всегда как новое! :) (фото: motor-talk.de)
  • Ну а в-третьих, остаётся всё остальное. Антивспенивающая, антиокислительная, антиизносная и прочие "анти" компоненты. К слову, именно о них так громко трубят в рекламе очередного "революционного" моторного масла. Что характерно, на их долю, как нетрудно подсчитать, приходится не более 1/6 от объёма всего пакета присадок и соответственно, не более 4.2% от объёма всего масла. Я повторюсь: не более. В лучшем случае.

Но ещё бОльшая мякотка в том, что по сути, в мире всего два изготовителя присадок для масел: Lubrizol и Infinium (до 80% рынка). Таким образом очевидно, что в подавляющем большинстве однотипных масел в мире пакет присадок или одинаков, или максимально идентичен друг-другу. Ну а впарить вам очередной придуманный вчера бренд, выдав за "революцию в моторных маслах" - это уже задача отделов маркетинга. И ведь отлично справляются ребята!

Так вот, друзья, мы наконец и подошли к главному ответу на поставленный в заголовке вопрос. Так быстро современные масла темнеют потому, что в них активно работает пакет моющих присадок. И пугаться этого совершенно не нужно. Я скажу более. Если на машине с пробегом уже за 50 (и тем более за 100) тысяч км, спустя пару-тройку тысяч после замены масло осталось аккуратно-жёлтым, лишь чуть потемнев - то это не повод радоваться. Это повод задуматься, что же вы залили в мотор, если оно не работает как положено. То есть, не вбирает в себя образовывающуюся в процессе работы грязь. Ах, у вас двигатель "в идеале", потому и не темнеет... Что-ж, успехов! Если вера сильна - она обязательно должна помочь. :)

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем чистых моторов и неподдельных масел!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)
Авто
5,66 млн интересуются