Найти тему
Редактура или жизнь

Кендра Левин "Одиссея писателя"

Книга, на которой моя счастливая рука временно дала сбой - и поэтому пишу отзыв совсем не такой восторженный, как хотелось бы.

Но пойдем по порядку.

ем привлекла меня книга изначально - да так, что я сразу собиралась брать ее в бумаге? Кендра Левин уверяет, что использовала в качестве первоисточника знаменитое "Путешествие писателя" Кристофера Воглера - если у Воглера описано в метафорическом смысле путешествие, которое совершает в книге персонаж, то Левин описала путь самого автора, но используя все те же самые опорные точки.

Получилось, должна вам сказать, нечто маловнятное.

Безусловно, любое развитие творческой личности можно преподнести как своего рода одиссею - да что там, каждая человеческая жизнь - это одиссея. И в ней без труда можно найти моменты, которые напомнят "Первый порог" или "Главное испытание". За порог можно посчитать, например, первую выставку для художника или детский сад для ребенка. За испытание сойдет и начало продаж, и выпускные экзамены, и даже собеседование при приеме на работу (некоторые назовут брак или рождение ребенка). Только вот разница в том, что Воглер использует метафоры для описания изменения персонажа, и в каждой конкретной книге испытаниями и порогами будут совершенно разные вещи. В свою очередь Левин пытается путь писателя подвести под некий шаблон - и дает определенным этапам названия из книги Воглера. Безусловно, с кем-то в своем видении она совпадет - но что делать остальным? Не существует универсального пути писателя, как не бывает двух одинаковых людей. Если кому-то больно читать даже один отрицательный отзыв, второй только отмахивается или вовсе ими не интересуется. Лень и прокрастинация, в свою очередь, бич и проблема многих - но даже среди этих многих далеко не все сочтут ее непобедимым чудовищем, борьба с которым сравнима с кульминационным сражением героя.

Но самое главное и самое важное - когда автор отправляет своего героя в путешествие, через те самые условные препятствия, описанные в книге Воглера, у автора есть совершенно определенная цель. Ему необходимо провести героя через тернии, чтобы тем самым он изменился. Мало какие герои хотят меняться в начале книги - чаще всего они не планируют этого делать, и требуются немалые испытания, потери и боль, чтобы это произошло. Конечно же, написание книги - тоже испытание, но разве автор уже в самом начале не хочет ее написать? Разве не стремится он к цели, разве не готов идти до конца? Да и признаемся честно - автор знает, что легко не будет. Такой уж это процесс, писательство (и многие другие). Готов ли герой в начале книги к тому, что приготовил для него создатель?

Однозначно - нет. Иначе не было бы необходимости меняться.

Скажу честно, даже со всеми этими моментами я бы смирилась, если бы в книге нашлись действительно полезные советы, которые пригодятся писателю в его одиссее - бесконечной одиссее длиною в жизнь. Я была бы рада увидеть подсказки по выстраиванию распорядка, какие-то лайфхаки, но вместо этого увидела лишь натягивание совы на глобус в попытке подогнать индивидуальные этапы в развитии писателя под пункты из книги Воглера.

Книга - определенно претендент на "Разочарование года".