...Учение Платона... играет в исторических судьбах медицины особенно важную роль. Этим учением завершается древняя, возвышенная, идеально-виталистическая доктрина, согласно коей жизнь состоит в постоянном взаимодействии тела и духа, который управляет и пользуется материей для своих целей... С. Г. Ковнер
Среди диалогов Платона нет ни одного произведения, полностью посвященного медицине. Есть фундаментальные знания, суждения, мнения о врачевании и о здоровье человека. Платон рисует идеальное государство, в котором нет места людям, заботящимся о своих болезнях. Ведь «каждому назначено какое-либо дело в обществе, и он его обязан выполнять, а не заниматься всю жизнь праздным лечением своих болезней» (1). Человек «имеет право» болеть, но лишь для того, чтобы через боль вернуть здоровье (2). «Значит, и врачебное искусство есть знание того, что дает здоровье?» Эта наука приносит немалую пользу, «ведь она доставляет нам здоровье — прекрасную вещь, если только ты это допускаешь» (3).
Подлинным представителем медицинской науки для Платона был бог Асклепий. Он создал науку врачевания для здоровых людей, у которых появился какой-то незначительный недуг. Если человек заболевал внутренней болезнью, то такую болезнь не лечили. Так и судья приговаривает к смерти человека, душа которого неизлечимо больна от совершенных им преступлений (4).
С параллелью, проводимой Платоном между судьей и врачом, можно столкнуться не раз. Высокое развитие судебного дела и медицины вовсе не является признаком высокой цивилизации, считает философ. «Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей» (1). Цель — сделать излишними эти два института.
Если продолжить параллель врачебного искусства и суда, то выходит, что первое «избавляет от болезни, а правый суд — от невоздержанности и несправедливости» (2). Телесное и моральное, форма и содержание, тело и душа — об этом все платоновские идеи, так или иначе касающиеся здоровья человека. И идея Калокагатии, и Пайдейи.
«Калокагатия» с греческого переводится как «красивый и добрый». Это идея воспитания человека совершенного, предусматривающая гармоничное единство в человеке телесного сложения и духовно-нравственного склада, Красоты и Доброты. Однако для Платона нравственное начало, Доброе все же было первично. Оттого «калокагатия» чаще используется в значении духовной красоты, а не физической. Калокагатийный человек определялся как «человек достойный» и преданный добродетели. В Академии термин определяли как «умение выбирать лучшее, наиболее нравственное решение» (5).
Идея Пайдейи, то есть «воспитания мальчиков», воинов, также состояла из двух начал: мусического и гимнастического. Мусическое воспитание содержит в себе все высшие нормы поведения человека (1). Гимнастика, соответственно, — набор упражнений для физического развития. Вся воспитательная система Платона строилась на первичности мусического, ибо здоровое тело не улучшит состояния души, но, наоборот, здоровый дух способствует совершенствованию тела. В момент заболевания начинать воспитание уже слишком поздно. И здесь мы снова возвращаемся к мысли, что излишняя забота о здоровье помешала бы развитию духовной культуры, размышлениям и работе над собой.
В работах Платона пересекаются еще два понятия, проливающие свет на его представления о медицине: catharsis и to holon. «Катарсис» понимался как «очищение души», как процедура распознавания, посредством которой «лучшую» часть объекта, подвергающуюся лечению, отделяют и выводят из «плохой». Катартического лечения требуют безнравственность и невежество (6). Второй термин раскрывается в диалоге «Хармид», когда речь заходит о фракийском врачевателе Залмоксисе. Он учит, что не следует лечить глаза, не вылечив голову, не следует лечить голову, не обращая внимания на тело, и не следует лечить тело, не оздоровив душу. Это и есть причина, по которой средство от многих болезней неведомо целителям Эллады, так как они не лечат организм в целом (to holon). Всё добро и зло, в теле или во всем человеке, берет свое начало в душе и распространяется оттуда. Начинать лечение с души — первая и главная задача (3).
Платон понимал, что невозможно вылечить болезнь, не учитывая полноты стремлений, убеждений, желаний и форм знаний, составляющих душу. Несправедливость и невежество нарушают внутреннюю гармонию. Поэтому всегда необходим целостный подход. Оздоровительно всегда действуют режимы, нацеленные на восстановление глобальной гармонии души (6).
Итак, «платоновская» медицина основана на оздоровлении и тела, и души в их единстве. Но в первую очередь души. Красота внутренняя всегда дороже внешней. Добро шире зла, а нравственное направляет физическое. Важно и сегодня помнить о единстве и целостности всего организма, а не пытаться вылечить отдельный орган.
Осталось сказать о роли профилактики как неотъемлемой составляющей медицины. Если человек следит за здоровьем своего духа и тела, то он реже нуждается в заботе врача. Такие меры называют профилактикой. А профилактика всегда лучше болезни и больницы. Именно об этом говорит Платон: «На самом деле… гимнастика прекраснее искусства врачевания» (2).
Идеального государства на земле так и не сложилось, да и люди продолжают болеть. Человечество привыкло перекладывать ответственность на врача, ждать волшебного исцеления вместо движения, вместо работы над своим духом и телом. Но еще две с половиной тысячи лет назад великий философ подсказал нам, как быть здоровыми. Как воспользоваться этим рецептом — уже наше дело.
Литература:
1. Платон. Государство.
2. Платон. Горгий.
3. Платон. Хармид.
4. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2.
/ Пер. с нем. М. Н. Ботвинникова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1997.
5. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994, с. 386–439.
6. J. H. Solbakk. Катарсис и моральная терапия в учении Платона.
7. http://www.plato.spbu.ru/TEXTS/MIDDLEPLAT/kathegoria.htm.