Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Кому выгодно прекращение действия Договора по РСМД?

После объявления президентом США Дональдом Трампом решения о возможном выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности Бюллетень американских ученых-атомщиков переместил часы Судного дня, оставив до полуночи всего 2 минуты. Возможно, было бы заманчиво превратить это в простую ссору со стрелами и оливками, если бы этот сценарий не был такой ужасающий.

В 1987 году президент США Рональд Рейган и генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ассоциация ученых по контролю над вооружениями была чрезвычайно удовлетворена. Договор ознаменовал собой первый случай, когда сверхдержавы согласились сократить свои ядерные арсеналы, ликвидировать целую категорию ядерного оружия и использовать обширные инспекции на местах для проверки. Три десятилетия спустя администрация Трампа хочет в одностороннем порядке выйти из Договора по РСМД.

Ранее на этой неделе президент Трамп отправил своего советника по национальной безопасности Джона Болтона, чтобы официально сообщить новость президенту России Владимиру Путину в Москве. Обсуждая крайне серьезные вопросы, такие как последствия расторжения Договора по РСМД, увековечение антироссийских санкций, риск не продления нового договора по СНВ и развертывание, по словам Путина, «некоторых элементов ракетного щита в космическом пространстве». Российский президент попал в точку, сказав: – «Насколько я помню, на гербе США изображен белоголовый орел. Он держит 13 стрел в одной лапе и оливковую ветвь с 13 оливками в другой как символ мирной политики. Мой вопрос: ваш орел уже съел все оливки, оставив только стрелы?». Болтон ответил со смехом: – «Я не принес оливок».

Новая стратегическая реальность? К настоящему времени ясно, что обоснование администрации Трампа для выхода из Договора по РСМД связано, по словам Болтона, с «новой стратегической реальностью». РСМД отклоняется как «двусторонний договор в мире многополярных баллистических ракет», который не учитывает ракетные возможности Китая, Ирана и Северной Кореи. Но есть небольшая проблема. Договор по РСМД ограничивает дальность ракет от 500 км до 5000 км. Китай, Иран и Северная Корея просто не могут представлять угрозу для США, размещая такие ракеты. Ракеты средней и меньшей дальности – это все о европейском театре военных действий. Поэтому неудивительно, что реакция в Брюсселе и крупных европейских столицах была с трудом замаскированной. Дипломаты ЕС сказали корреспонденту Asia Times, что решение США было «шоком» и «последней каплей для ЕС, поскольку оно ставит под угрозу само наше существование, подвергая нас ядерному уничтожению ракетами малой дальности», которые никогда не смогут достичь сердца США.

Причина, связанная с Китаем и состоящая в том, что Россия может продать Пекину передовые ракетные технологии, просто не воспринимается никем в Европе, так как абсолютным приоритетом является европейская безопасность, на которую китайские ракеты средней дальности повлиять не могут. Дипломаты ЕС устанавливают параллель с вероятным сценарием развития событий, который был бы более чем реальным в прошлом году: Вашингтон мог в одностороннем порядке бомбить Северную Корею ядерными бомбами. Южная Корея и Япония в таком случае стали бы «побочным ущербом». Но ведь то же самое может произойти с Европой в случае ядерной перестрелки между США и Россией. Поэтому само собой разумеется, что выход из Договора может даже ускорить кончину всего послевоенного западного альянса, предвещая ремикс 1930-х годов с удвоенной силой.

Часы продолжают тикать. Отчеты, которые, мнению многих независимых экспертов, должны быть критически рассмотрены в деталях, утверждают, что превосходство США над военной мощью Китая быстро сокращается. Тем не менее, Китай не является мощной военной державой по сравнению с Россией и ее современными гиперзвуковыми ракетами. Даже НАТО может быть относительно сильным на ракетном фронте – но оно все равно не может конкурировать с Россией в потенциальной битве в Европе. Высшей опасностью, с точки зрения Судного дня, является одержимость некоторых группировок американских неоконов тем, что Вашингтон может одержать победу в «ограниченной», локализованной, тактической ядерной войне против России. В этом и заключается смысл размещения американского ядерного потенциала нанесения первого удара как можно ближе к западным границам России.

Российские аналитики подчеркивают, что Москва уже неофициально совершенствует свой собственный потенциал первого удара в этих пограничных районах. Одного намека на попытки НАТО начать обратный отсчет в Польше, Прибалтике или Черном море может быть достаточно, чтобы побудить Россию нанести удар. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков резко опроверг заявления Трампа и Болтона о том, что Россия нарушает Договор по РСМД: – «Насколько мы поняли, американская сторона приняла решение, и в ближайшее время она запустит официальные процедуры выхода из этого договора». Что касается решимости России, то все, что нужно знать, это часть подробного выступления Путина на Валдайском экономическом форуме. По сути, Путин не предложил никаких экстренных новостей, но ярко напомнил о том, что Москва нанесет ответный удар по любой провокации, настроенной как угроза будущему России. Русские в этом случае «умрут как мученики», – сказал президент, – «А ответ на нападение будет настолько быстрым и жестким, что нападавшие просто «сдохнут без покаяния». Грубый язык может быть не совсем дипломатичным, но он отражает раздражение по отношению к американским консерваторам, которые торгуют абсурдным понятием «ограниченной» ядерной войны. Жесткая формулировка также отражает уверенность в том, что независимо от степени эскалации, предусмотренной администрацией Трампа и Пентагоном, этого будет недостаточно для нейтрализации российских гиперзвуковых ракет. Так что неудивительно, что дипломаты ЕС, пытаясь облегчить свой дискомфорт, признают, что все это, в конце концов, связано с доктриной полного доминирования США и необходимостью поддержания в рабочем состоянии массивного американского военно-промышленного комплекса. Даже когда часы тикают совсем близко к полуночи.