Многонациональные военные учения «Чистое небо - 2018» (Clear Sky 2018), которые проходили во второй декаде октября, должны были стать очередным символом успешного покровительства американцами киевского режима и его вооруженных сил. Для президента Порошенко это особенно актуально в свете разворачиваемой предвыборной кампании и выбранного им образа спасителя армии. Однако вышло, пожалуй, совсем наоборот.
Во время учений произошло сразу два воздушных ЧП, в результате которых даже пришлось отменить часть запланированных мероприятий. Хотя в начале учений Порошенко не упустил возможности в очередной раз обвинить Россию во всех смертных грехах и при этом демонстративно показать, что, мол, если к нам сунетесь, то «цена для России, которая будет использовать воздушные силы для нападения на Украину, будет очень высокой». Смысл этого спича ложится во всю милитаристскую риторику Порошенко последних лет: мол, украинская армия под его руководством стала одной из самых сильных в Европе, что она еще не раз покажет россиянам.
Но вскоре пафоса от учений поубавилось. Сначала 12 октября на аэродроме Староконстантинов во время т.н. «дня прессы» чуть не погиб фотокор из США Фрэнк Кребас. Как выяснилось, в рамках мероприятия зарубежным журналистам предложили прокатиться на боевых самолетах в качестве вторых пилотов. Американцу предложили полетать на отечественном истребителе F-15D Eagle fighter, но под пилотированием украинца. Как рассказал потом сам журналист, в момент полета на борту вдруг начали отказывать бортовые системы. Однако самолет с трудом, но удалось посадить.
Но этим дело не закончилось. 16 октября неподалеку от поселка Уланов Хмельницкого района Винницкой области разбился истребитель Су-27УБ. Два человека, находившиеся на борту учебного самолета, погибли. Командиром экипажа был полковник Иван Петренко, начальник авиации воздушного командования «Восток» ВВС Украины. Ситуацию обостряло то, что вторым членом экипажа оказался американец подполковник Сет «Джетро» Неринг, пилот-истребитель 194-й истребительной эскадрильи, которая входит в состав 144-го истребительного крыла Национальной гвардии штата Калифорния. Причем происшедшее в украинском Генштабе поначалу скрывали, пока её не подтвердили в пресс-службе США.
Мимоходом заметим, что такое поведение украинских силовиков довольно показательно. Узнав о случившемся, в Генштабе сначала растерялись и выложили на свой официальный ресурс информацию о погибшем летчике США, а потом её удалили. Обычно так поступают, когда благодаря более проверенным данным новость оказалась неподтвержденной. Но здесь произошло всё наоборот: картина произошедшего в целом была ясна, а вот возможной реакции со стороны заокеанских хозяев – нет. В итоге для перестраховки официальную информацию просто снимают с сайта. Это к слову о том, стоит ли верить украинскому Генштабу, особенно когда он докладывает о деталях карательной операции в Донбассе, в том числе об участии иностранных наемников в ней.
После случившегося на месте катастрофы около 100 полицейских и 20 следователей осматривали каждый сантиметр, но внятных причин катастрофы пока не озвучили. Первое, чем задаются все эксперты, почему воздушные ассы с многолетним военным опытом не смогли воспользоваться системой катапультирования, которая по идее должна срабатывать в любых ситуациях. Данный факт в любом случае не в пользу хваленой модернизации украинской военной техники.
В общем, главная идея учений (летчики стран НАТО и Украины должны меняться, садясь за штурвалы чужих машин) и таким образом обмениваться опытом оказалась явно провальной. Собственно, чему вообще могли научиться натовцы у украинских летчиков с их старой советской техникой?
Как было с помпой заявлено, в 12-дневных многонациональных совместных учениях принимали участие 9 стран: США, Великобритания, Бельгия, Дания, Эстония, Нидерланды, Польша, Румыния и Украина. В них было задействовано до 950 военных. Руководителем учений от Украины был назначен начальник авиации ВВС Украины генерал-майор Андрей Ярецкий, от США – командующий ВВС Национальной гвардии штата Калифорния генерал-майор Клей Гаррисон.
Изначально предполагалось задействовать в маневрах свыше 40 летательных аппаратов, десятки зенитных ракетных комплексов и другой техники. При этом со стороны Украины из этого числа задействовали большую часть – порядка 20 самолетов разных типов (воздушные суда Су-27, Миг-29, штурмовик Су-25, бомбардировщик Су-24 и Л-39), вертолеты и БПЛА. Также к учениям привлекли украинские радиолокационные подразделения и мобильные огневые группы подразделений ПВО.
По данным СМИ, на Украину прибыли около 10 единиц иностранной авиационной техники (самолеты F-15C/D, С-130, КС-135, БПЛА МQ-9) и специалисты из числа наземного инженерно-технического состава, поисково-спасательной команды, подразделений охраны, аэромедицинской эвакуации и киберзащиты. Со стороны НАТО принимали участие американские истребители четвертого поколения F-15C/D Eagle и F-16 Fighting Falcon, а также тяжелый ударный беспилотник MQ-9 Reaper, а дополнительно от Польши и Румынии – истребители F-16C.
Такой долевой состав военной техники больше похож на смотр военно-воздушных сил государства-сателлита, на котором сооружается по всем канонам геополитического противостояния военная база и соответствующая политическая надстройка для борьбы с Россией, нежели на совместные учения и обмен опытом.
Главной базой для тренировок боевых самолетов стал аэродром в Староконстантинове Хмельницкой области. По словам первого заместителя начальника авиации ВВС Украины О. Захарчука, отработка тактических задач проходила преимущественно в западной части страны, а также над территорией Польши и Румынии. Для СМИ главным событием учений стал учебный бой между американским F-15D Eagle fighter и украинским Су-27УБ, в результате которого победу признали за украинским летчиком.
Однако делать из этого восторженных умозаключений украинским ВВС вряд ли стоит. Дело в том, что обе модели истребителей, мягко говоря, порядком устарели. Су-27УБ – самолет 80-х годов советского производства. А F-15D Eagle fighter американцы активно использовали еще в 1970-х. В 1985 году он был снят с производства и сейчас используется в Национальной гвардии США как тренировочный.
Складывается впечатление, что фон и значимость самих учений подняли за счет антироссийских выпадов в западных СМИ и высказываний подобного толка из уст самих военных. Так, влиятельная австрийская Die Presse назвала «Чистое небо - 2018» первым в этом роде военно-политическим жестом в направлении РФ. Австрийское издание обратило внимание на то, что впервые боевые самолеты НАТО участвуют в совместных военно-воздушных учениях на Украине. Естественно, это сразу было растиражировано в украинских медиа.
Ещё больше в этом плане «подлил масла в огонь» упомянутый руководитель учений со стороны американцев Клей Гаррисон, который, ссылаясь на план министра обороны США Джеймса Мэттиса, объявил, что Штаты, участвуя в маневрах, проводят подготовку к потенциальному конфликту с Россией или Китаем. По его словам, именно в ходе учений ВВС США впервые тренируются противодействовать истребителям РФ и КНР, которые аналогичны украинским.
Свежо предание… Американский военачальник будто не знает, что тренироваться на украинских самолетах не только неэффективно в плане моральной устарелости образцов военной техники, но и крайне небезопасно. Так, в сентябре 2012 года военный самолет Л-39 потерпел катастрофу на аэродроме в Чугуеве по ошибке пилота. Самолет после взлета выполнял набор высоты с большим углом атаки, в итоге летчик погиб. В ноябре 2015 г. Су-25 упал в Запорожье. Авария произошла во время планового учебного полета: самолет находился на сверхнизкой высоте и столкнулся с высоковольтной линией электропередач, в результате чего и упал.
О какой серьезной военной подготовке нынешнего кадрового костяка украинских ВВС может идти речь, если все они в основной массе, судя по возрасту, проходили подготовку в лихие 90-е. К слову, нулевые в этом плане для Украины тоже ничем не отличались. Ведь тем, кто проходил учебу в 1980-х, сейчас уже должно быть далеко за 50.
Понятное дело, данная ситуация известна американцам. Они не сумасшедшие, чтобы всерьез надеяться на украинские ВВС в тренировках по противодействию российской и китайской авиации. Так что заявления, подобные тому, что сделал в СМИ Клей Гаррисон, всего лишь фон для иных операций и маневров, которые проходили на совместных учениях.
Самое интересное, что качество обслуживания авиационной военной техники на Украине в последние годы ухудшается именно благодаря антироссийской экономической политике Киева. Собственными силами, без сотрудничества с РФ, проводить такое обслуживание Киев просто не в состоянии. Ремонт самолета становится настолько неординарным событием, что даже президент Порошенко во время последней поездки в Запорожскую область лично провел церемонию возвращения в состав ВВС двух Су-27, отремонтированных якобы по стандартам НАТО. Что конкретно перевели на двух старых советских Су-27 на эти стандарты, неизвестно, но ремонт затянулся аж на целых пять лет!
Если же говорить о реальных угрозах для соседей Украины вследствие подобных учений, то стоит остановиться на следующем. В СМИ как-то мало уделили внимания (благодаря тем же антироссийским громким выпадам), что в учениях со стороны Украины в основном принимали участие военные, получившие боевой опыт в ходе карательной операции в Донбассе. Инструктировали же их специалисты по «горячим точкам» из США и Дании.
Главная цель учений для американцев, судя по всему, – выяснить реальную готовность и степень возможности задействования украинской авиации в Донбассе, особенно при реализации того же «хорватского сценария», который не раз озвучивался одиозными деятелями в Киеве. Кстати, в ходе учений выяснилось, что над территорией Украины, прежде всего над востоком, регулярно летают американские, разведывательные дроны (RQ-4 Global Hawk).
Во время учений плотно отрабатывали действия по авиационному прикрытию и поддержке сухопутных сил, общие задачи по десантированию грузов и личного состава, обеспечению их прикрытия как днем, так и ночью, сопровождению операций по поиску и спасению личного состава, а также выполнение задач по аэромедицинской эвакуации.
Какие выводы из учений сделают американцы – покажет время. Трагедия летчиков, безусловно, внесет свои коррективы. В любом случае устроенный Пентагоном смотр украинских ВВС в разрезе возможного использования этих сил в планируемых наступательных операциях в Донбассе в который раз подтверждает, что мирным путем решить продолжающийся четыре года конфликт ни в Киеве, ни в Вашингтоне не хотят.