Сейчас многие жалуются на пробки в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. А как обстоят дела в странах Азии, где, как вы может быть слышали, трафик просто сумасшедший? Как водят люди в странах, где правил практически не существует, а количество машин, мотоциклов и скутеров перевалило за отметку в 10 000 000?
Давайте узнаем на примере прекрасного острова Бали (Индонезия), который имеет статус излюбленного места отдыха русских туристов (кстати, белых здесь называют «буле» и лучше вам не знать перевод). Население острова 4,2 млн. (не считая туристов) и практически каждому жителю принадлежит скутер или автомобиль. А широкополосные магистрали есть только в центральной части; на юге, востоке и севере острова по большей части узкие улочки среди джунглей, где и 2 машины то не всегда разойдутся.
Сразу скажу, общественного транспорта здесь нет. Совсем нет, не считая пару автобусов из аэропорта, курсирующих в пределах нескольких километров. Что же делать, если посмотреть храмы, водопады и другие достопримечательности хочется, а цены на такси не радуют ваш кошелек?
Представим, что вы уже купили билеты и отпуск не за горами. Если у вас есть права (хотя бы категории «В») и опыт вождения в России - арендуйте скутер. Придётся привыкнуть к левостороннему движению, но оно того стоит! Перейти дорогу пешком здесь сложнее, чем пересечь её же на байке! Местные водят хорошо. Да, иногда по тротуарам (там, где они есть), да, сигналят на каждом шагу (способ предупреждения). Да, светофоры работают немного по-другому (под красный, к примеру, можно поворачивать) и все очень (!) часто выезжают на встречную полосу. Тротуары и проезжая часть часто не разделены, и чтобы припарковаться у магазина достаточно просто заехать к входной двери. Но будьте реалистами – первую неделю лучше не выезжать на широкополосные дороги в Куте и Денпасаре.
Например, обычное дело – вам нужно выехать на дорогу с прилегающей территории и повернуть направо. Весь поток авто и байков не остановится никогда. Поэтому сначала вы выезжаете на встречку (не забываем – левостороннее движение), а затем плавно перестраиваетесь в свою полосу. Балийцы вас пустят, они добрые ребята. Но и будьте готовы сделать также, если вы будете двигаться по главной. Вообще, быть вежливыми очень важно.
Пробки как в Москве. В часы пик. Но если вы на байке, то вам волшебно повезло! Потому что пока машины в вашей полосе стоят и нервно курят бамбук, ½ часть встречной полосы мгновенно становится дополнительным местом для движения скутеров. Встречные машины прижимаются к обочине (если позволяет расстояние), водители оставляют половину полосы свободной для таких как вы, не желающих томиться в пробке.
А вам интересно, что исхитряются возить балийцы на скутерах в Индонезии? Так как байк - это основной способ передвижения и машины есть не в каждой семье, то часто можно наблюдать в качестве багажа: решетки яиц, ящики с пивом, трех детей, тещу и собаку, домашних животных (клетка с курами – это тоже нормально), инструмент (пила или топор в руке) и стройматериалы (труба 5 метров – да не вопрос), шины для автомобилей (можно надеть на пассажира, чтобы не болтались), бытовую технику (даже холодильник!). Привязывают всё это веревками, либо не привязывают, а просто придерживают. Собаки привыкли ездить в пространстве для ног под приборной панелью. Дети, даже младенцы не плачут, если едут в слинге спиной к ветру, а мама одной рукой рулит, а другой поправляет кепочку на ребенке.
Вместе с узкими улочками, где машины просто сигналят перед поворотом, предупреждая, чтобы все убрались с дороги, так как водитель просто не видит ничего за резким поворотом, всё это сначала кажется хаосом. Но быстро привыкаешь и уже также выруливаешь с пляжа, едешь по тротуару, объезжая пробку, гоняешь под сотку…
На минуточку, температура на улице +30 градусов, на вас шлем (обязательно для безопасности) и куртка/ветровка (чтобы не сгорели плечи). Т.е. вы как в бане и в муравейнике одновременно. Никакой паники, просто наслаждайтесь!
А теперь вернитесь к пробкам в России – вы сидите в вашем чистеньком автомобиле с кондиционером, вам уютно и комфортно, играет ваша любимая музыка, навигатор показывает направление, а голос радиоведущего рассказывает последние новости.
Может не стоит ругать дорожников, полицейских, вечно спешащих таксистов, а помочь той растерянной девушке поменять колесо, пропустить дедушку, поворачивающего с заправки, да и просто быть вежливыми на дорогах?
P.S. Важный момент для путешественников. Если вы не водили ничего и никогда, НЕ берите байк в Индонезии, да и вообще в странах Азии. Берите такси (большой выбор), также есть дешёвые мототакси, отвезут-привезут, дадут шлем. По крайней мере вы будете в большей безопасности.
В следующих статьях расскажу о том, так ли нужны права в Индонезии, реально ли передвигаться пешком и сколько стоит аренда машины или байка.
Буду вам очень признательна, если вы поставите лайк статье и поделитесь ей в своих соц. сетях (нажать на логотип соц.сетей слева), чтобы и ваши друзья могли найти для себя что-то интересное.
Буду так же рада вашим письмам с пожеланиями или вопросами - donna.karleonne@yandex.ru
Подписывайтесь на канал Donna Karleonne о Бали, чтобы не пропустить новые публикации о жизни русских на сказочном острове Бали.