Леонардо да Винчи был неравнодушен к зеркалам. Он не придавал им никакой мистической силы, а имел к ним чисто практичный подход: некоторые записи он делал в зеркальном отражении, чтобы защитить их от недоброжелателей. Изобретатель даже создал устройство для шлифовки этих чудо-стекол.
Но главным его изобретением в этой области стала, пожалуй, зеркальная комната. Это небольшая восьмиугольная кабинка, стены и потолок которой сделаны из зеркал. Находясь в центре комнаты, человек мог увидеть свое отражение в полный рост со всех сторон бесконечное число раз. Точное предназначение этой комнаты неизвестно. По одной из версий, она была создана для медицинского осмотра самого себя на случай ран или воспалений на тех участках тела, которые человек не может осмотреть самостоятельно.
Универсальный человек
Одним из самых известных рисунков да Винчи является, пожалуй, витрувианский человек – изображение обнаженной фигуры мужчины с разведенными руками и ногами в окружности и наложенная на него фигура в квадрате. Следует отметить, что это не просто картинка. В своих заметках Леонардо пояснил, что данный рисунок определяет идеальные пропорции мужского тела, согласно трактатам античного римского архитектора Витрувия. Работа да Винчи стала открытием века. Многие великие живописцы, скульпторы и архитекторы в дальнейшем использовали эти знания в работе. Сейчас витрувианский человек считается символом внутренней симметрии, а некоторые называют его символом всей Вселенной.
«Тайная вечеря»
В последнем зале экспозиции представлена композиция восковых фигур – Леонардо да Винчи за мольбертом пишет с натуры картину «Тайная вечеря». Все участники этой сцены выглядят очень реалистично, поэтому рядом с ними становится даже как-то не по себе.
На самом деле «Тайная вечеря» – это монументальная роспись размером 460х880 см на стене доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Да Винчи долго вынашивал идею создания сцены последней трапезы Иисус Христа с учениками: искал подходящие натуры, несколько раз переделывал композицию. Автор изобразил реакцию каждого ученика на слова Спасителя о том, что кто-то из них предаст его. До Леонардо многие живописцы пытались воссоздать этот важный момент, но никому не удалось передать с такой выразительностью весь драматизм новозаветного повествования. Да Винчи запечатлел миг самого страшного предательства и проявления бескорыстной Божьей любви.
Интересный факт связывают историки с написанием этого произведения искусства.
Автор никак не мог найти подходящие натуры для двух главных персонажей – Иисуса и Иуды. Однажды он увидел в церковном хоре юного певчего. Лицо молодого человека было таким открытым и одухотворенным, что у художника не осталось ни малейших сомнений: именно он подходит на прообраз Спасителя. Последним ненаписанным персонажем оставался Иуда. Леонардо часами ходил по городу в поисках подходящего человека – опустившегося и обозленного. И наконец, спустя три года, он нашел его! Мужчина валялся в канаве – грязный, запущенный и мертвецки пьяный. По распоряжению художника «модель» доставили в мастерскую. Когда образ Иуды был готов, протрезвевший натурщик взглянул на картину и признался, что уже видел ее раньше. Как выяснилось, три года назад мужчина вел совсем другой образ жизни, пел в церковном хоре. Именно тогда какой-то художник предложил ему написать портрет Христа с его лица. Получается, что образы Христа и Иуды написаны с одного и того же человека, что еще раз подтверждает закономерность: добро и зло очень близки, поэтому провести границу между ними порой довольно сложно.
Автомобиль, музыкальные инструменты
Оригинал статьи находится здесь.