Найти тему
Nimbl

Цивилизация стульев

Платон определял человека как двуногое без перьев. Но прошли века и на смену этой смехотворно неточной формуле пришла более ёмкая: Человек это существо, делающее и использующее стулья. Всё равно сколько у него ног и насколько плоские у него ногти. Главный и непреложный факт: в мире сейчас имеется примерно 60 млрд стульев, по 8–10 на каждого человека.

Чтобы определить, чья на самом деле цивилизация, которую мы считаем нашей, достаточно сравнить кто от неё больше всего выиграл. Например, результатом цивилизации стал невиданный расцвет крупного рогатого скота. В мире их около миллиарда и, как я уже писал недавно, их задний выхлоп даже становится серьёзным фактором глобального изменения климата. Но людей в мире всё же в несколько раз больше, поэтому коровы не могут считаться в выигрыше.

Гораздо больше оснований считать земную цивилизацию цивилизацией крыс. Известно, что на каждого парижанина-человека приходится примерно четыре парижанки-крысы. При этом, в отличие от коров, крысы не являются предметом потребления людей, можно считать, что мы их плодим без пользы для себя, просто потому, что таково наше предназначение. Средние апартаменты в Нью-Йорке являются домом для 100 тысяч тараканов. Но речь о стульях.

Платон их не упомянул неслучайно. Стулья отсутствуют и во всех 30 тысячах строк Гомера. Их нет в Библии и даже в шекспировском Гамлете, вышедшем в 1599 г. Но с началом Промышленной Революции всё резко меняется. Уже в «Холодном доме» Чарльза Диккенса стулья встречаются 187 раз.

Стулья иногда называют новым курением. Мы знаем, что проводить много времени сидя крайне вредно для здоровья, но ничего не можем с этим поделать: в современном обществе избежать стула практически невозможно, как загрязнённого воздуха. Они везде: в офисах, поездах, кафе, театрах, и даже у вас дома, если посчитать, стульев наверняка окажется больше, чем вы помните.

В XVIII–XIX веках стулья были символом статуса (слово председатель буквально значит: тот кто сидит спереди), но сидели на них в повседневной жизни редко. Да и неудобные они были – поэтому отсиживая задницу на жёстком деревянном стуле, легче было свыкнуться с мыслью, что власть это не привилегия, а жертва на благо общества.

Демократизация стульев началась после Французской Революции и Большой Реформы 1832 года в Англии, совпав с постепенным изменением стиля труда. Дальнейшее «оседание» рабочей силы было вызвано в конце XIX века второй волной технологической революции, которая принесла такие изобретения, как пишущую машинку, телеграф и повсеместное применение электричества. Самой быстрорастущей категорией работников в этот период стали офисные клёрки.

Сегодня сидячих профессий подавляющее большинство. И под стать им, XX век породил плеяду внерабочих видов сидячей активности. Как-то иронически слово «активность» в этом сочетании звучит, не правда ли?

Чтение романов начало приживаться ещё в XIX веке, а вслед за ним появились кинематограф, радио и телевидение. Совсем недавно к ним добавились компьютерные игры, Интернет и социальные сети. Без стульев, ставших удобными, регулируемыми, эргономичными, а порой и с функцией массажа и с вмонтированным биотуалетом, вся эта деятельность неосуществима.

Исследование, проведённое Британским сердечным фондом показало, что, в среднем, мы проводим 9,5 часов каждый день в сидячем положении, то есть люди сейчас неактивны 75% времени их бодрствования. И это не проходит бесследно для нас.

Не секрет, что наши тела адаптируются к нашим потребностям. Мышцы и кости довольно оперативно реагируют на увеличение или снижение нагрузок. Мускулы становятся сильнее или слабее, а кости плотнее или тоньше – космонавтам есть, что рассказать на этот счёт. Сиденье со спинкой разгружает скелетные мышцы, поддерживающие спину, и вуаля – здравствуй боль в пояснице – радикулит, остеохондроз, сколиоз становятся болезнями столетия.

В эпоху палеолита люди умирали от травм, современные же люди гибнут прежде всего от разладов метаболизма, таких как диабет, сердечных и онкозаболеваний. Для всех них доказана прочная причинно-следственная связь с недостатком активности, а следовательно, с использованием стульев.

9,5 часов физического бездействия изо дня в день это очень много, и попытки противопоставить этому систематическому негативному воздействию классы фитнесса выглядят, мягко говоря, неубедительно. Марк Хэмильтон, профессор Пеннингтонского центра биомедицинских исследований в Батон-Руж (Луизиана), категорически заявляет, что человек, сидящий 60 часов в неделю на работе, даже если он активно занимается спортом 5 дней по 45 минут, всё ещё ведёт ярко выраженный сидячий образ жизни, со всеми прилагающимися минусами для здоровья.

Что же делать? Впору бросить старый клич: «Вставай, поднимайся рабочий народ». Готового неэкстремального ответа увы нет – мы слишком вросли в наши стулья. В самом деле, что здесь можно ждать конструктивного от сидячего правительства? Так что, подумать, как менять стиль жизни, каждый должен для себя сам. Не на пенсии с палками для скандинавской ходьбы – это уже никого не спасёт, а прямо сейчас.

"Мыслитель" Родена, согласно оригинальному замыслу, сидит у Врат Ада и символизирует французских рабочих
"Мыслитель" Родена, согласно оригинальному замыслу, сидит у Врат Ада и символизирует французских рабочих