Давайте сначала поговорим о речи. Мы не сами придумали язык, на котором говорим. Это – наследство многих поколений предков, доставшееся нам вместе со строем мысли, с системой понятий.
Опираясь на логику языка, мы можем что-то помыслить, сделать какие-то заключения, прийти к некоторым выводам, спрогнозировать грядущие события. /Альтернатива – интуитивно почувствовать, предчувствовать. /
Естественный язык, то есть не созданный искусственно наподобие языков математических формул, одно из самых совершенных средств общения.
Мы можем с помощью речи описать любые ситуации, которые еще никогда не были описаны. Разные языки – разные культуры, разное мышление. Когда ты изучаешь иностранный язык, ты изучаешь и другой образ жизни, другое мышление. Ведь зачастую нельзя перевести слово – словом, нужно переводить целое понятие, то, что это слово значит в жизни данного народа.
Например, все русские люди знают, что такое лёд и что такое рыбалка. : ) А у эскимосов существует по нескольку слов для их обозначения. Для них важно описать, какой лёд, кто рыбачит, какую рыбу, в какое время года.
Стоп! Описать. Вот здесь, на мой взгляд, проходит граница. Язык не дает нам непосредственного понимания того, что происходит, он лишь своими богатейшими средствами создаёт картину реальности. А вернее сказать, свою, языковую реальность, построенную по законам логики. Это прекрасно, это очень интересно, однако есть вещи, сказать о которых нельзя, потому что нет таких слов.
Не описать, например, словами музыку. У нее свои законы, она сопротивляется попыткам рассказать о себе, требует, чтобы ее слушали, ее саму, а не слова, говорящие о ней. Или движение. Или запах. Или интуитивное озарение. Или экстаз.
Наша цивилизация, европейская, очень склонна к логике и к словам, к объяснениям. Но есть способ восприятия и передачи, когда ничего объяснять не надо. П.П.Подервянский говорит об образе, образном поведении, когда какое-то явление или мысль даётся целиком. Логика стремится разложить всё на составные части и понять, как они скреплены между собой, как это работает.
Образ передаёт реальность целым куском, с возможно большим количеством связей внутри и снаружи.
Так, например, репинская «Не ждали». Мы посмотрели и всё поняли, и возможно присоединились к чувствам героев, отчасти прикоснулись к ситуации. Причем, каждый – по-разному. Хотя искусствоведы говорят, что это пропагандистская картина, изображающая семью революционера, меня лично пропаганда не интересует, я вижу лишь мать, дождавшуюся сына, и девочку, болтающую ножками под столом и косящуюся на чужого дядю. Человек, не читавший рецензий, рассказывающих, «что хотел сказать автор», увидит что-то своё. Вариантов – множество, в пределе – столько же, сколько людей. Произведение – пример образного поведения своего создателя, Ильи Репина, и реакция на него тоже образная, непосредственная. Не через словесно-логическую реальность.
Мир – это не только логика. Логика – это всего лишь кусок мира. Возможно, мир – череда случайностей, в нем происходят самые разные вещи. Если люди воспринимают мир одинаково, то и одинаково реагируют на него. П.П. пугает выживаемостью вида и способностями адаптации: в случае неблагоприятных событий, если все среагируют одинаково неправильно, человечество может погибнуть. У нас сейчас, в основном, языковая культура, опирающаяся на логику, и реакции у всех плюс-минус одинаковые.
А поведенческая культура, способная воспринять мир «куском», образом, вне логических связей, и отреагировать на его своим поведением, воплощена в художественном творчестве и, при заинтересованности и некоторых усилиях, доступна простым смертным. Так же, как мы учимся говорить, мы можем научиться не-говорить, действовать, реагировать непосредственно на образ.
Не знаю, как с выживанием, но мир определенно становится разнообразней.
Юлия Гречушкина, специально для ШТС и театра "Сова"