Анастас Микоян начал восхождение на политический Олимп при жизни Ленина, а закончил карьеру при Брежневе.
В семидесятые о кремлевском долгожителе даже сложили присказку: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».
Фигура Микояна воспринимается неоднозначно. Одни говорят об его причастности к сталинским репрессиям, другие указывают, что Микоян был умелым руководителем и что его заслуги перед страной заслуживают самой высокой оценки.
Давайте поговорим о том, чем еще запомнился современникам этот человек.
Мальчик из горного села
Будущий нарком родился в 1895 году в захолустном армянском селе. Он был третьим по старшинству из пятерых детей неграмотного деревенского столяра и в детстве не знал на русском ни слова.
Смышленый мальчишка начал рано демонстрировать тягу к знаниям. Поэтому когда ему исполнилось девять, отец отправил его учиться в Тифлисскую духовную семинарию.
Когда началась Первая Мировая, Анастас бросил семинарию. Записался добровольцем в русскую армию, на своем опыте познал все тяготы окопных будней.
Незадолго до революции молодой армянин вступил в партию большевиков. А в 1920-м оказался в России, где его избрали первым секретарем нижегородского комитета партии. К этому времени Анастас уже бойко разговаривал по-русски, что облегчило его дальнейшую карьеру.
Отец советского пищепрома
В начале 1930-х Микоян стал наркомом пищевой промышленности. За дело он взялся с энтузиазмом: Сталин даже шутил, что для Микояна производство сыра и мороженого важнее строительства коммунизма.
Анастас Иванович лично несколько месяцев колесил по США, знакомясь с новыми технологиями в пищевой отрасли. А на обратной дороге заехал во французскую провинцию Шампань: он рассчитывал, что если в Советском Союзе начнут делать собственное шампанское, то народ станет пить меньше водки.
При Микояне строились консервные заводы, мясокомбинаты и кондитерские фабрики, началось массовое производство полуфабрикатов.
Кстати, именно Микоян придумал советский бургер. Незадолго до войны на улицах Москвы появились киоски, где предлагали «горячие котлеты с булочкой».
Нарком много внимания уделял рекламе. Он зазывал поэтов сочинять слоганы, рекламировавшие тот или иной продукт: «Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы».
Кроме того, Микоян развивал общественное питание. При нем установилась система стандартного обеда из трех блюд – первое, второе и компот.
А еще Микоян придумал рыбный день – по четвергам в столовых предлагались исключительно рыбные блюда.
Личная жизнь
Анастас Микоян был счастлив в браке. С будущей женой он познакомился еще мальчишкой, когда приехал учиться в семинарию.
Тогда Анастас поселился в семье дальних родственников Туманянов. У них была дочь Ашхен, тихая девочка на год младше юного семинариста.
В детстве Ашхен хотела стать учительницей, однако выйдя замуж за Анастаса, оставила мысли о работе. Еще бы, ведь с 1922 по 1929 годы в семье один за другим появилось на свет пятеро сыновей.
Ашхен рожала бы и дальше – супруги мечтали о дочери, но запретили врачи. Еще в молодом возрасте Ашхен Лазаревна почти полностью оглохла и часто с юмором говаривала: мол, хорошо, что она многого не слышит.
Супруги никогда не ссорились. Максимум, что они могли делать в спорных ситуациях – с жаром спорить на армянском.
Сыновья Микоянов полностью состоялись в личном и профессиональном плане. Трое старших, Степан, Владимир и Алексей, стали военными летчиками. Вано Микоян работал инженером-конструктором, а младший, Серго, закончил истфак и выбрал путь публициста.
Среди внуков Анастаса Ивановича есть рок-музыкант Александр Микоян и продюсер Станислав Микоян, который работает под псевдонимом Стас Намин.