«Экстаз» – это фильм, который у многих вызовет раздражение, отторжение и просто непонимание. Но он про нас. Про нашу жизнь.
Мужчины ведут грязные разговоры о женщинах. А женщины – о мужчинах. И невыносимо затянутые диалоги с известным лейтмотивом начинают звучать как обоснованная претензия ко всем нам. Это ведь обычный для общества пошленький разговор, который будет смаковаться, пока что-то неожиданное не заставит испугаться своих желаний и собственного отражения в зеркале.
На прощальную вечеринку нам предлагают посмотреть глазами трезвого человека. Картины из жизни переданы до жути правдоподобно и аллегорично. Вот герои хотят любви. Вот требуют помощи. Вот ходят взад и вперед, загнанные и потерянные. Обычные люди со своими страхами и представлением о рае. Не очень развитые, но талантливые в своем деле. Они способны отдать от себя лишь равнодушие и крики вроде «Оставь меня в покое» или «Убей себя».
В сборной солянке из героев вы найдете лесбиянок и геев, темнокожих парней и дам, кокаиновую наркоманку, мусульманина, особу со свободными взглядами, заботливую маму, провинциального парня и не только. Вполне себе уменьшенная модель современного общества. Где пощады не дождутся ни дети, ни женщины, ни даже те, кто просто решил на них взглянуть.
Непрерывно снятые длинные кадры погружают зрителя в самые недра грязной правды. Камера переходит от одного участника вечеринки к другому, позволяя проверить, насколько герой близок зрителю. С первой же сцены возникают вопросы: кому удастся дожить до утра? Кто сможет преодолеть невозможное? Будет ли кому радоваться, что он остался в живых?
Родиться – уникальный шанс
Гаспар Ноэ известен картинами не для всех. Его зрители – люди определенных вкусовых предпочтений. Но это кино выходит из берегов даже его провокативной эстетики. Финальные титры, поставленные в начало картины, — режиссерский ход, характеризующий его отношение ко времени — одной из главных категорий современной эпохи. И потолок на полу как символ перевернутых ценностей. Утраченных, забитых ногами и отвергнутых. Это все об очередном этапе развития человечества, который изживает себя.
О кожной фазе, которая вместе с ценностью жизни, вознесенной на пьедестал, прорывами в медицине, увеличением продолжительности жизни и развитием технологий наградила цивилизованное человечество одержимостью телами, комфортом, успехом и внешним благополучием, при этом лишая настоящего счастья. Именно это и демонстрирует нам «Экстаз».
В качестве языка повествования и передачи смысловых концептов режиссер выбирает танец. Чувства и мысли героев выражаются движениями тел. «В танце я могу стать кем угодно», – говорит один из героев. И кажется, сама жизнь дает нам шанс стать кем угодно.
Режиссер реализует свою идею, используя приемы, которые лишь кажутся понятными. Неискушенный зритель может подумать, что все тут ясно. Шутки с наркотиками – это нехорошо. Но, если посмотреть глубже, Гаспар Ноэ таким образом обращается к двум фундаментальным и скрытым человеческим устремлениям: к сексу и насилию.
Слезы, крики, драки, горящие люди, измены, самопорезы, мастурбация, инцест, самоубийства и множество других несовершенств из реальной жизни обрушиваются на зрителя с экрана. Специфический свет, психоделические цвета и не останавливающаяся ни на минуту музыка создают особую атмосферу. Где веселье, расслабленность и жажда удовольствий становятся смертельно опасными.
Хорошо иметь выбор
Очередное безумие или нет? Рожденные в 90-е легко продолжат фразу, которую использовали герои ленты. Они так и говорили: «Убей себя об стену». В шутку, да и не только. Курить траву, пить алкоголь и называть девочек «шлю…» считалось крутым и современным. Границы дозволенности стирались постепенно.
И вместе с этим все больше проступало безразличие к другому человеку, его желаниям и внутреннему миру. Понятие «свободы» и по сей день принимает все более исковерканную форму, лишая человека права на настоящее счастье от взаимодействия с другими и подменяя свободу быть реализованным в социуме мнимым ощущением оторванности от него.
Градус сумасшествия и, в то же время, реалистичности этой работы поразителен. «Экстаз» — это предложение посмотреть, куда нас заведет безрассудство, обесценивание сексуальности и стремление к развлечениям. А точнее — желание быть счастливым и непонимание, как этого достичь.
На что вы готовы пойти, — спрашивают в интервью у танцоров. И они отвечают: «На все».
И улыбаются.
Статья написана с использованием материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана