Что первое приходит на ум, когда вы слышите слово "гейша"? Наверняка грациозная красавица с идеальной бледной кожей, которая является бессменным и одним из самых узнаваемых образов Японии.
Однако мало кто мог догадываться, что до того, как в умах большинства плотно укоренился образ кроткой девушки, подливающей гостям сакэ и играющей на сямисэне, это ремесло красноречия и развлечений было в сугубо мужских руках!
Истоки
Япония долгое время страдала от войн и феодальной раздробленности, но когда смутное время подошло к концу, а это период эпохи сегуна Токугава (1603-1868), японцы стали думать о мире. С повседневным бытом росли все новые города, а вместе с ними и развлекательные кварталы. Наиболее значимый и самый крупный из них город-развлечений - Есивара, о котором я уже писала.
В веселой суматохе из песен, алкоголя и куртизанок, стали появляться и по-настоящему талантливые люди: музыканты, поэты, и мастера каллиграфии. Данный период принято считать началом появления гейш.
Традиционно сложилось так, что сие ремесло прочно закрепилось за женщинами, которые, бесспорно, имели большой авторитет и популярность, однако признанными мастерами развлечений, будь то игра на музыкальных инструментах, посиделки с сакэ и светские беседы были так называемые мужчины - гейши, ведь не даром слово "гейша" с японского именно "человек искусства", а не женщина.
Шуты и философы
У мужчин-гейш было множество названий, наиболее официальное - "хокан", что равносильно значению слова "шут". До расцвета мирной жизни многие из них оставались под покровительством богатых феодалов, но с развитием городов и возможностей, хоканы уходили искать лучшую жизнь и работать на себя.
Мужчины -гейши или "отоко-гейши" делились на два крупных класса исходя из своих умений и способностей.
Первые из них, "дзамоти", ценились выше, так как обладали всеми необходимыми знаниями и тонкостями этикета - профессионально вели чайные церемонии, владели искусством икебаны, благовоний и красноречивых речей.
Дзамоти были частными гостями у высокопоставленных лиц и знати, поэтому даже в обычные дни дзамоти предпочитали быть при полном параде - в красивых и дорогих нарядах.
Класс ниже - так называемые "тайкомоти" были менее профессиональны, но более доступны широким массам. Их названием можно перести как "носящий барабан". Кто-то из них зарабатывал себе на хлеб самостоятельно -их еще называли "дзимае", а кто-то жил под покровительством своего хозяина - "какаэ".
В арсенале развлечений у тайкомоти не было философских высказываний и глубоких речей, зато было много грубых, злободневных шуток и пошлых присказок. С ними было весело проводить вечера за распитием сакэ и игры в аналог современных "камень-ножницы-бумага". Помимо этого, многие из таких артистов отлично преуспели в танцах, музицировании и знали множество красивых песен.
Самые запоминающиеся на шумных праздниках представления тайкомоти заключались в следующем: в первом случае, приглашенный артист ложился на спину, поднимал ноги вверх и при помощи специального костюма, изображал дикое животное - танец "аси -oдopи". Во втором же, грациозные танцы - "хадaкa - oдopи" заканчивались его полным обнажением, к которым могли также присоединиться и опьяневшие гости.
Хоканы были значимой частью развлекательной индустрии на проятжении всей эпохи Токугава, оставившей в истории Японии необычайно экзотическую и яркую главу. Позднее же, их вытеснили женщины.
Наши дни
На сегодняшний день найти "отоко-гейшу" в разы сложнее, чем девушку этого ремесла, ведь все-таки современных гейш-женщин в Японии сегодня около тысячи.
Единственного хокана во всей стране зовут Эйтаро, ему немного за 25 и он преданно идет по стопам своей матери, которая также была профессиональной гейшей.
На сегодняшний день молодой человек владеет своим домом гейш - "окия" в Токио и своими выступлениями высоко ценится среди обеспеченных клиентов и приглашенных гостей столицы, желающих прикоснуться к этой удивительной культуре.
Понравилась статья?
Не стесняйся, ставь лайк и подписывайся на мой канал)