Найти тему
Музыка и Жизнь

Procol Harum: вдали от всего

Британская группа Procol Harum появилась в 1967 году. И её название действительно перевод идиоматического латинского выражения "вдали от всего" по смыслу, а дословно "там, за вещами". Только это не совсем так - по латыни это пишется, как procol harun, а буква в конце слова поменялась из-за испорченного телефона - менеджер произнёс одно название, а на другом конце провода записали с буквой m на конце. Мало того, к Древнему Риму это не имеет особенного отношения - Procol Harun звали кота менеджера и группу хотели назвать в честь него. Иногда и не догадываешься результатом череды каких случайностей становятся некоторые названия. Как бы то ни было мы все знаем эту группу под названием Procol Harum, хотя выходит, что это словосочетание бессмыслица.

А вот музыка группы с самого начала и до её конца, наступившего через десять лет, бессмыслицей не была. Интересно, что она хоть и менялась с течением времени, но почерк всегда оставался один и тот же - композиции Прокол Харум за редким исключением всегда можно узнать. На мой взгляд всё дело в особой музыкальной гармонии, в которой творил Гари Брукер - пианист и лидер группы. Практически всегда преобладает минорная тональность, быстрых номеров практически нет, максимум средний темп. Вокал Брукера выдающимся не назовёшь, но он довольно характерный - спокойный и размеренный.

Информационные ресурсы в попытках классифицировать жанр, в котором творила группа, находятся в полной растерянности. Скажем в википедии написано так: прогрессивный рок, арт-рок, психоделический рок, барокко-рок, симфонический рок. Просто кошмарное определение )). Можно сказать, что в стиле Procol Harum ничего этого не было и всё это было. На самом деле когда я размышлял над тем - а чем же мне всё-таки нравится группа, что я иногда слушаю её подряд несколькими альбомами (а их не очень много) - я подумал, что она мне нравится своей камерностью, классическим подходом к творчеству, она очень домашняя и, безусловно, студийная. На живых видео они выглядят не лучшим образом - налицо не очень хорошее владение инструментами и отсутствие драйва - а по студийным записям этого абсолютно не скажешь.

Я в этой статье вспомню только про два первых альбома Procol Harum, записанных первым составом группы. Первый, одноимённый вышел в 1967 году, второй Shine On Brightly в 1968 году. В качестве музыкальной паузы поставлю первую песню с первого альбома, которая называется Conquistador - Конкистадор

Ритм-секция в композиции очевидно хард-роковая - а ведь не забывайте, что это всего лишь 1967 год, самая заря хард-рока. Но у меня хард-рок с Procol Harum не очень-то и ассоциируется. Они безусловно иногда использовали хард-роковую подложку, но блюзовую и рок-гармонию использовали редко. Основу звука Procol Harum на первых двух альбомах безусловно создаёт фортепиано Гари Брукера - оно исполняет фактически функцию ритм-гитары с более выраженным звуком и (внимание) параллельно всегда звучит электроорган, а то и меллотрон, на котором играл Мэтью Фишер. Вот это обилие клавишных вкупе с использованием гармоний не характерных для популярной музыки и скромного вокала создаёт впечатление камерности, делаю музыку уютной и домашней - по крайней мере для меня. Это музыка не для рок-концертов и не для полных залов с беснующейся публикой, а для спокойного созерцания.

Конверт первого альбома группы - Procol Harum (1967)
Конверт первого альбома группы - Procol Harum (1967)

Я намеренно не вспоминаю главный (по мнению многих) хит Procol Harum под названием A Whiter Shade of Pale, в которой Брукер сделал компиляцию из нескольких произведений Иоганна Себастьяна Баха (кантата 140, кантата 156, третья оркестровая сюита). Компиляция Брукера с авторскими дополнениями в совокупности с текстом Кита Рида (а у Procol Harum был свой штатный поэт-песенник, который писал им все тексты, но сам не выступал) вышла настолько удачной, что имеет дикую популярность до сих пор и затмила для широкой публики остальное творчество группы. Между тем это был отдельный дебютный сингл 1967 года, песня не очень характерная для группы и они намеренно (мне так кажется) не включили её в свой первый альбом в Британии, хотя в Штатах как раз включили и сделали её заглавной - но американцам часто изменяет вкус и чувство меры.

Пусть вас не смущают видео с джаз-фестиваля в бельгийском Бильцене. На этом "джаз"-фестивале (годы проведения 1965-1981) выступали в разное время и Блэк Саббат, и Дип Пёпл, и даже AC/DC - да и вообще все знаменитые группы, которые вы сможете вспомнить, а так же и действительно джазовые исполнители - Орнетт Коулман, Чик Кориа, Сонни Роллинз и многие многие другие. Интересное было мероприятие

Несмотря на абсолютно пессимистичное музыкальное звучание и декадентские акмеистические тексты первый альбом получился заполненным запоминающимися короткими номерами. Мелодические таланты Брукера и Фишера были налицо, а профессиональная интеллектуальная лирика Рида внушила музыкальной критике настолько сильное впечатление, что она поспешила напророчить Procol Harum славу "вторых Битлз". Этого не могло получиться по одной простой причине - группа намеренно-ли или неосознанно всегда находилась в рамках своего творческого видения, и рамки эти были, повторюсь, минорными, выкрашенными в тёмные цвета. С таким подходом всеобщую любовь не завоюешь. Футуристические авторские тексты широкой популярности тоже не способствовали - чрезмерная интеллектуальность безусловно вредит широкой популярности. Так что Procol Harum оставались группой с ограниченным кругом верных поклонников, редко концертирующей, но, тем не менее, на слуху.

Последняя композиция на первом альбоме - Repent Walpurgis - "Покаяние Вальпургий" автором имеет органиста Мэтью Фишера (все остальные вещи написаны Брукером/Ридом). Эта инструментальная композиция представляет заявленное кредо группы - смесь плотных арт-роковых инструментальных проходов с классическими фортепианными вставками - звучит всё очень очень торжественно. Длительность композиции в разных вариантах составляет от пяти до десяти минут (на альбоме вышел короткий вариант). Вообще с наполнением альбомов композициями у группы интересная штука. Любой из их ранних альбомов ныне имеет кучу бонус-треков добрая часть из которых не входила в оригинальный альбом. Так же имеется много вариантов уже изданных композиций, сыгранных в совершенно разной манере - это уже сродни джазовому подходу к звукозаписи с бесконечными Take 1, Take 2.... Take 22 и тд. Получается, что музыканты записывали массу законченного материала, а потом мучительно выбирали что же представить на альбоме.

Вот этот большой финал первого альбома скорее всего определил концепцию второго Shine On Brightly (1968) - первая сторона там состоит из пяти коротких композиций, а вторая сторона представляет из себя коротенькую фортепианную пьесу Magdalene на две минуты плюс семнадцатиминутная многочастная сюита In Held 'Twas in I, где у Брукера с Ридом был Фишер в соавторах - вероятно его привлекали большие формы. Сюита напоминает знакомый нам по прежним временам забытый, но интересный жанр радиотеатра - декламация стихов под музыку, ударные рок-фрагменты сменяют спокойные инструментальные интермедии, звучит хорал - в общем это то, что потом стали называть прогрессив-роком. Но вернёмся к первой стороне. Она опять, как и первый альбом, наполнена короткими запоминающимися заводными номерами, исполненными с определённым драйвом. К сожалению видео с живых выступлений на эти номера у группы нет в силу специфики существования самой группы, практически не концертирующей. Но я бы отметил прекрасный синкопированный Wish Me Well, композицию Skip Softly (My Moonbeams) с ударными долями и прекрасную печальную Rambling On - безусловный шедевр в музыкальном плане, где отличные классические фортепианные пассажи дополняются отлично звучащей соло-гитарой. Когда я впервые услышал эту композицию будучи слабо знаком с творчеством Procol Harum, я сразу понял, что это музыканты большого полёта - они точно знают что делают. И пусть они находятся в своих придуманных рамках, но в этих рамках они свою стилистику исполняют безупречно

Второй альбом показал, что Procol Harum это не однодневка и это серьёзно. И это несмотря на то, что в группе постоянно происходила ротация. Музыканты приходили, уходили, возвращались. Появлялись люди, которые работали с Брукером ещё до появления Procol Harum, ушёл органист Мэтью Фишер причём на пике популярности. Точно так же менялась и стилистическая обстановка на мировой поп-сцене. Хард-рок завоевал позиции, отпочковался прогрессив-рок, появился термин арт-рок, под который могли классифицировать кого угодно, шумел глэм и так далее. И только заданный с первого альбома тон Procol Harum оставался неизменным. Спокойная камерная музыка, в меру жёсткая, с фортепианным сопровождением и отличными мелодиями. К середине семидесятых группа добавила жёсткости, но от некоторой куртуазности исполнения не отказалась, как не отказалась и от оправданных претензий на интеллектуальность. Но об этом периоде, наверное, надо рассказывать в других статьях.

А пока - слушайте иногда старый добрый Procol Harum - музыка чрезвычайно умиротворяющая и успокаивающая.

-2
-3